Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

«Всем досталось. А мне — более всех!»

Почему в Петербурге до сих пор нет музея Гоголя

Жизнь Гоголя в Петербурге

1 апреля 2009 года исполняется двести лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Двухсотлетие со дня рождения писателя для мировой культурной общественности - событие в высшей степени значимое. А для России? Для Петербурга, в котором он создал большинство своих произведений?

Сегодня однозначно ответить на это невозможно. С одной стороны, официально Гоголь относится к почитаемым писателям, с другой - ни одного музея Гоголя в России нет. На Украине, где его продолжают изучать в школе, но как писателя зарубежного, поскольку писал он исключительно по-русски, есть два музея Николая Васильевича и комната-музей в Нежинской гимназии, которую он окончил в 1828 году.

В Петербурге есть памятник писателю, установленный на Малой Конюшенной улице, бюст в Александровском парке и памятник одному из гоголевских персонажей - Носу майора Ковалева.

Была до июля 1993 года и улица Гоголя, которую назвали в честь писателя в 1902-м, к пятидесятилетию со дня смерти. Здесь, в доме № 17, Николай Васильевич создал свои самые знаменитые произведения: «Нос», «Шинель», комедию «Ревизор», первые главы «Мертвых душ». О том, каким было жилье Гоголя, представление дают «Литературные воспоминания» Павла Анненкова: «Гоголь жил на Малой Морской в доме Лепена, на дворе, в двух небольших комнатах, и я живо помню темную лестницу квартиры, маленькую переднюю с перегородкой, небольшую спальню, где он разливал чай своим гостям, и другую комнату, попросторнее, с простым диваном у стены, большим столом у окна, заваленным книгами, и письменным бюро возле него».

«Предпосылок для этого нет»

17-й дом (дом Лепена) сохранился до наших дней, даже квартира сохранилась почти в том же виде, то есть капитальных перепланировок не проводилось.

Когда люди, от воли которых во многом зависит появление или непоявление музея Гоголя, приводят факт отсутствия гоголевских мемориальных вещей в качестве основного аргумента против, это несколько озадачивает. Ну нет - так это не беда, поскольку существуют типологические предметы для создания обстановки гоголевской квартиры... На самом деле нет главного - политической воли.

Яркое тому подтверждение - ответ комитета по культуре администрации Петербурга на предложение литературного критика, исследователя творчества Гоголя, автора его биографии, президента международной ассоциации «Мир культуры» Игоря Золотусского.

Оговорюсь - это было не вчера, поскольку подписано оно еще прежним председателем комитета Николаем Буровым.

Поверить в то, что творческий и остроумный человек, блестяще читавший Гоголя по радио, народный артист России мог написать сухие бюрократические строки, трудно. Ну вот хотя бы такие: «На ваше предложение о создании в Санкт-Петербурге музея Н. В. Гоголя приходится констатировать, что, к сожалению, реальных предпосылок для этого нет. Первое, что надо отметить, - это отсутствие собрания музейных предметов, которое может быть положено в основу нового музея». Далее Николай Буров, точнее, автор текста, который Буров подписал, как тогдашний глава комитета, указывает на то, что в Пушкинском доме есть Литературный музей, в котором Гоголю отведен самый «значительный раздел». В общем, скука жуткая, а не ответ.

Понятно, что и сегодня не от председателя комитета по культуре зависит решение этого вопроса.

Что касается предметов, то их, повторяю, можно найти. Не обязательно иметь мемориальные вещи. Музей-заповедник «Михайловское» - практически абсолютный новодел, в музее литературного героя Пушкина Самсона Вырина все вещи - это подарки, преподнесенные любителями творчества Александра Сергеевича...

А Константиновский дворец?!

Перечень можно продолжать и продолжать, ведь главное, чтобы музей работал, а не существовал как склад мемориальных предметов. Как раз в последнем случае музей чаще всего обходят стороной.

Чтобы будущие поколения полюбили Гоголя, городу, в котором писатель жил и творил, городу, считающемуся культурной столицей России, необходим музей Гоголя. В самом знаменитом петербургском гоголевском доме на Малой Морской сейчас располагается структура, связанная с охраной российских культурных ценностей. В основном речь идет об антиквариате, но Гоголь - это одновременно и антиквариат, и живое начало, без которого не может существовать современная русская культура.

А если говорить современным языком, понятным для нынешних чиновников, Гоголь - это бренд, даже супербренд, как ни ужасен этот термин по отношению к великому русскому писателю. На Гоголе можно зарабатывать деньги, делать бизнес, говоря современно-чиновничьим языком, при этом еще и нести настоящую культуру в массы, как говорили партийные руководители в советское время.

Но до понимания этого в Петербурге пока еще, видимо, далеко.

«Какого в нем народа не живет»

Сохранившихся же гоголевских адресов в Петербурге несколько. Это и дом каретника Иохима на Большой Мещанской (Казанская ул., 39), и дом Зверкова у Кокушкина моста (наб. канала Грибоедова, 69/18). В первом он поселился в апреле 1829 года, вскоре по приезде в Петербург, во втором - в конце того же года, после короткой заграничной поездки. «Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты», - сетует Хлестаков в «Ревизоре», вспоминая дом на Большой Мещанской. Второй дом упоминается в «Записках сумасшедшего». «Это дом Зверкова. Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько поляков! А нашей братии, чиновников, как собак, один на другом сидит...» - рассуждает про себя Поприщин.

Сохранился дом № 3/30 по 10-й линии Васильевского острова, где располагался Патриотический институт, в котором Гоголь преподавал историю, а в доме № 36 по 9-й линии Гоголь, возвратившийся ненадолго в Петербург зимой 1839-го, читал в квартире своего товарища по нежинскому училищу Николая Прокоповича первые главы поэмы «Мертвые души». Есть еще несколько сохранившихся домов, связанных с именем Гоголя. Но ни одной новой мемориальной доски к двухсотлетию не появилось.

И потому перечень таких досок, как видим, весьма скудный, попытка выдать за постулат, будто память о Гоголе в Петербурге «достойно увековечена», - выглядит примерно так же, как попытка Собакевича выдать Чичикову бабу за мужика, назвав ее Елизавет Воробей.

Музей, и только музей, будет достойной памятью этого человека, подарившего потомкам столько характерных образов людей, населявших и населяющих нашу страну.

Москва отказалась от музея Гоголя. Петербург не должен отказываться.

В случае его появления Малая Морская, 17, безусловно, станет центром изучения наследия писателя, свято верившего, что «Европа придет к нам за покупкой мудрости».

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх