Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Так ли страшен кризис, как его малюют?

Американская действительность однозначного ответа на этот вопрос не дает

Что такое кризис - на уровне обывательского сознания мало кто определит. Но все его боятся и винят во всех своих и не своих неприятностях. Сокращение штатов, падение зарплаты, рост цен - все это списывается на кризис.

Впрочем, доводилось слышать и другое мнение - никакого кризиса в мире нет, а в России этим «жупелом» прикрывают провалы в экономике в начале 2000-х. Поезжайте, мол, в США, откуда якобы этот кризис пошел, и убедитесь сами, что там все хорошо.

Наш корреспондент и поехал.

От Даун-тауна до Беверли-хиллз

Основной целью моей поездки был чемпионат мира по фигурному катанию, который проходил в Лос-Анджелесе с 22 по 29 марта. Поэтому еще до отлета в «город ангелов» я поговорил с нашим знаменитым тренером, олимпийским чемпионом и наставником олимпийских чемпионов Олегом Васильевым. Олег Кимович уже больше десяти лет живет на два дома, между Россией и Америкой, по нескольку месяцев в году работая на катке в Чикаго.

По его словам, то, что в Америке что-то все-таки сейчас не так, бросается в глаза прежде всего на дорогах - люди стали меньше ездить, экономят на бензине. Количество машин на дорогах сократилось, пробки стали меньше. Заметно сократилось количество посетителей и в магазинах, торгующих товарами не первой необходимости, особенно предметами роскоши.

Ну, что касается машин, то здесь, похоже, Лос-Анджелес сильно отличается от Чикаго. Ибо днем на автобусе-шаттле, который ходил от «Стейплз-центра» до официального отеля чемпионата, «Уилшир-Гранд-отеля», в час пик пять кварталов мы ехали почти 10 минут. «У нас в Лос-Анджелесе днем на дорогах города находится одновременно полтора миллиона машин», - сообщила сотрудница оргкомитета чемпионата, сопровождавшая шаттл. «И кризис не отразился?» - спросил я. «Люди ездят», - был ответ.

А вот насчет товаров «не первой необходимости»... Гостиница, где я проживал, находилась на границе района лос-анджелесского Даун-тауна, который носит название «Ювелирный район» («Jewelry district»). Там на 7-й улице, центральной в Даун-тауне, на протяжении двух кварталов, стена к стене, расположены свыше десятка ювелирных магазинов и салонов. В двух из них я оказался единственным посетителем.

«Кризис?» - задаю дежурный вопрос. «Видели бы вы, сколько у нас посетителей было еще год назад!» - ответила продавщица по имени Джейн.

Не были забитыми и многочисленные точки общепита, которые в Лос-Анджелесе попадаются на каждом шагу. Владельцы некоторых из них, видимо, начали разоряться или банкротиться. Потому что не намного реже, чем кафе или магазин, попадались за-крытые помещения с запыленными окнами, на дверях которых висело объявление о продаже или сдаче в аренду.

Причем в «скорбный лист» капитулировавших перед кризисом попали даже театр на улице Фигероа, почти напротив «Стейплз-центра» (впрочем, владелец театра не до конца готов с ним расстаться и даже согласен на создание совместного предприятия), и бутик на знаменитой торговой улице Родео-драйв, что в Беверли-Хиллз, знаменитом районе фешенебельных вилл и голливудских звезд. Поистине - кому щи пусты, кому жемчуг мелок!

Кому кризис страшен, а кому и нет

Как рассказывал кое-кто из наших тренеров по фигурному катанию, ныне работающих в Лос-Анджелесе или его окрестностях, в США в раздел роскоши начинают попадать и занятия спортом. (И это в стране, где здоровый образ жизни стал едва ли не манией!) В частности - фигурное катание, которое до последнего времени было достаточно популярным в Америке.

Виктор Ельчин (любители фигурного катания со стажем помнят ленинградскую пару Ирина Корина - Виктор Ельчин, выступавшую на переломе 60 - 70-х гг.), который тренирует на катках Лос-Анджелеса почти 20 лет, рассказывает: «Люди стали меньше брать уроков фигурного катания. А еще уменьшили их продолжительность. Если, предположим, любитель фигурного катания раньше брал три урока по 40 минут в неделю, то теперь - два по полчаса». По словам Ельчина, его доходы как тренера сократились почти на четверть. При том что катки арендную плату за лед и не думают снижать.

Еще одним расхожим стереотипом стало убеждение, будто кризис выбрасывает американцев из домов на улицы. Что в первом приближении похоже на правду, ибо кризис в Америке начался с рухнувшего рынка ипотечных кредитов. Виктор Ельчин этот стереотип высмеял.

«Банки в начале 2000-х годов вступили в странное соревнование - кто больше раздаст ипотечных кредитов, - поведал он. - Раздавали их людям, не имеющим кредитной истории и имущества, способного обеспечить кредит. В результате ежемесячная выплата кредита за дом оказалась заметно меньше арендной платы. Человек въезжал, скажем, в особняк, а платил за него в месяц меньше, чем за квартиру в многоэтажном доме. А заканчивались деньги - съезжал без сожаления, отдавая банку дом, который покупать и не собирался. А у банков осталась масса неликвидной недвижимости».

А как же бездомные, в подавляющем большинстве афроамериканцы, ночующие прямо на тротуарах Даун-тауна, благо в Лос-Анджелесе в марте температура воздуха днем за 20 градусов? Попрошайки, требующие, в зависимости от нахальства, от четвертака до доллара? На 14 кварталах пути от «Стейплз-центра» до гостиницы, где я жил, с такими просьбами ко мне обращались на каждом перекрестке!

По словам Ельчина, эти люди в большинстве своем живут на социальное пособие и сознательно выбрали асоциальный образ жизни. И их уличное существование с кризисом никак не связано.

Кстати, приблизительно то же рассказали работники пресс-центра чемпионата мира. Правда, не слишком охотно - старались уйти от разговора, ссылаясь на текущие обязанности, которые вдруг надо срочно выполнить. Не любят американцы говорить с чужими о проблемах - как своих, так и страны.

В общем, кризис, конечно, налицо - хотя картина и пестрая. Для ее полноты надо сказать, что есть и те, кто не стесняется заявлять, что кризис им не страшен. Как, скажем, Боб Свит, владелец небольшого книжного магазинчика и картинной галереи на 6-й улице лос-анджелесского Даун-тауна. По его словам, люди книг покупать меньше не стали. Чего не скажешь о картинах, но это - не основной его доход.

А Барбара Фараоне, хозяйка магазина, торгующего мясом, которое поставляется из Испании, прямо сказала, что у нее отовариваются те, у кого доходы существенно превышают средние, и они своим привычкам даже во время кризиса не изменяют.

Вот только о кулинарных причудах богатых подробнее побеседовать не удалось - по ходу разговора я необдуманно поинтересовался, каким общественным транспортом добираться из международного аэропорта Лос-Анджелеса до Даун-тауна. «У меня таких проблем нет - я езжу на такси», - резко обрубила бизнесвумен. И отошла подальше. Неужели подумала, что журналист из России настолько беден, что пристанет к ней с просьбой сделать, как говорят в Америке, «лифт» до гостиницы на халяву?

Вячеслав БЕЛОСЕЛЬСКИЙ (Лос-Анджелес - Санкт-Петербург)

↑ Наверх