Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Скверно, что из Гарри Поттера сделали фетиш

Сегодня — Международный день детской литературы

О том, почему сегодня так мало хороших детских книг, корреспондент «ВП» Елена Елагина беседует с детской писательницей Александрой Егорушкиной. Или, точнее, с двумя очаровательными женщинами, которые скрываются за этим псевдонимом: Анастасией Бродоцкой и Верой Полищук.

- Неизбежен вопрос, который задавали всем соавторам, начиная от братьев Гонкур и заканчивая братьями Стругацкими: как ухитряетесь писать вдвоем?

А .Б., В. П.: - Об этом нас часто спрашивают, но секреты писательской кухни - дело интимное, мы бы не хотели о них рассказывать.

- Честно говоря, возникло подозрение, что за общее перо вы взялись из-за неудовлетворенности происходящим в современной детской литературе. А что с ней не так?

А. Б., В. П.: - Главная беда сейчас - то, что в обществе и литературе больше нет понятия «не для детских глаз и ушей». В детях надо воспитывать мораль, они нуждаются в нравственных ориентирах, а большая часть нынешних книг дезориентирует, добро в них не-отличимо от зла. Родители идут на поводу у рекламы, а издатели перестали понимать, какой должна быть детская книга по содержанию и оформлению (оформление тоже в упадке). Дет-ская литература копирует взрослую: ажиотаж вокруг сенсаций, море подражаний нескольким бестселлерам, издается даже плагиат. Алгоритм издателей: раз взрослым нравится читать про бандитов, выпустим для детей книги про малолетку-преступника Артемиса Фаула, они же в моде на Западе. Оскорбительна и установка на то, что детские книги (и кино, и мультики) непременно должны приносить выгоду. В эту сферу кинулись толпы дилетантов с идеей «для детей писать проще», хотя, наоборот, это сложнее: нужно писать лучше, чем для взрослых! Мало переиздается классика прошлых лет - и наша, и зарубежная. Похоже, детей в нашем обществе не любят и хотят поскорее сделать из них взрослых, а не по возрасту развитый ребенок - предмет престижа и хвастовства мам. К школе такие вундеркинды выбиваются из сил и нередко начинают сопротивляться знаниям, и вина не на них - на родителях. Отсюда и ощущение, что подростки «не наигрались», и их нежелание читать ничего сложнее фэнтези средней руки.

- Почему же считается, что прибыль может принести только возбуждение и удовлетворение низовых проявлений человеческой натуры - агрессии, секса и насилия?

А. Б., В. П.: - Коммерческая культура всегда искала прибыли, а некоммерческая выгоды не принесет никогда, это норма. Однако технический прогресс помогает тиражированию пошлости и насилия. Делать из человека зверя просто, достаточно сказать «расслабься, не делай усилий, не думай». Выгодно пробуждать животные реакции в детях и подростках. Потребители коммерческой культуры - аудитория удобная, ею легко манипулировать. Потому-то коммерческую культуру всегда поддерживает государство, ему она нужна как рычаг для управления средним человеком, чтобы в любой миг отправить потребителя голосовать за кого нужно или за варварство вроде катка на Дворцовой площади. Потребителю все равно, что творится в стране, что делается с экологией, с обликом города, лишь бы развлекали, как обещают, и не требовали напрягать мозги.

Наша с вами задача - переманивать небезнадежных на свою сторону, показывать, что бывает и другая культура.

- В чем разгадка феноменального успеха «Гарри Поттера», который по тиражам едва ли не сравнялся с Библией?

А.Б., В.П.: - Сравнение Библии и «Поттера» - общее место, но оно кощунственно в любом контексте. Успех книги - плод отличной работы маркетологов. Тираж и популярность - еще не знак качества. Зачем подлинным талантам реклама? Они найдут своего читателя и без миллионных тиражей, и примеров хватает. «Поттер» похож на фаст-фуд: модно, вроде бы вкусно, но нет смысла, нет пользы, а вызывает привыкание. В нем много того, что нравится детям, но чему не стоит потакать. Допустят ли хорошие родители, чтобы ребенок питался только фаст-фудом? Нет. Скверно и то, что из обычной книги сделали культ. Сам по себе «Поттер»  - книга слабая, вторичная, этически сомнительная, путает добро и зло. При публикации (и при издании в России) замалчивалось, что «Поттер» - плагиат из Дианы У. Джонс, живого классика английской литературы, открытого у нас с опозданием на 20 лет!

- Я вспоминаю один из рассказов Виктора Драгунского из «Денискиных рассказов», где Дениске мама вместо боксерской груши достала с антресолей старого плюшевого медведя. И мальчик не смог его ударить, потому что - друг. Порой кажется, что сейчас такой рассказ просто не мог бы быть написан.

А.Б., В.П.: - Он может быть написан когда угодно - пока есть на свете детские писатели. И сейчас много книг гуманистических, заставляющих задуматься даже самого маленького ребенка, учащих совестливости. Нашли ли они читателя? Вопрос вновь в издательской политике: за издание таких книг надо браться, не гонясь за выгодой.

Подготовил Алексей ШМЕЛЕВ

↑ Наверх