Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Культ личности и его разоблачение

В особняке Матильды Кшесинской на Каменноостровском поселился дух самого зловещего персонажа российской истории XX века — Иосифа Сталина

Здесь, в Музее политической истории России, открылась выставка «Сталин+». Перед нами - культ личности в советском искусстве 30 - 50-х годов, воплощенный в работах Исаака Бродского, Андрея Харшака, Николая Павлова, Александра Яр-Кравченко... Его разоблачение в плакатах периода перестройки. И развенчание в инсталляциях современных художников, изображающих Сталина на рекламе презервативов и рулонах туалетной бумаги.

Самое сильное впечатление производят живописные портреты вождя. Конечно, коллекция живописи Музея политической истории России не слишком богата. Но один портрет кисти Исаака Бродского дорогого стоит! После революции Бродский стал придворным художником, поставив свою действительно виртуозную, блестящую кисть на службу новой власти. Начав с портретов и тематических картин, посвященных Ленину, после его смерти он плавно перешел на изображение нового вождя. Не стоит, пожалуй, винить его за это. Во все времена даже величайшие художники в истории искусства - Давид, Рубенс, Веласкес, Ван Дейк - вынуждены были писать  парадные портреты сильных мира сего.

Показанный на выставке портрет Сталина написан художником в 1927 году: и Сталин еще сравнительно молод, и культ его личности еще не сформировался. Потому, наверное, в нем проглядывает что-то человеческое. Например, знаменитый френч цвета хаки, вскоре ставший униформой всех партработников СССР, не полностью скрывает несовершенства фигуры, уже немного оплывшей.

Но если в конце двадцатых годов еще можно было позволить себе какие-то вольности в трактовке образа великого вождя, то в тридцатые  образ Сталина все больше и больше бронзовеет, идеализируется. Теперь он изображается исключительно в военной форме - простой грубой шинели, френче или в парадных мундирах. Это очень важно, ведь военная форма обладает своеобразной зловещей красотой и мощной сексуальностью. Попробуйте представить себе Гитлера или Сталина в обычной одежде! Обыкновенные невзрачные люди с массой физических недостатков. Да вы можете легко убедиться в этом, посмотрев, к примеру, на непарадный портрет Сталина (вернее, еще Джугашвили) работы художника А. Михайловского (о нем не сохранилось никаких сведений). На датированной 1924 годом литографии властелин огромной страны  выглядит совсем уж обычным человеком, чем-то похожим даже на нынешнего гастарбайтера. Одетый в белую рубаху навыпуск русского покроя и смазные сапоги и курящий папиросу, он ничем не отличается от прочих простых смертных, разве что яркой кавказской наружностью.

Переходя в другой зал, зритель попадает во времена перестройки.

В эти годы хлынул поток разоблачений, были опубликованы прежде запрещенные воспоминания и художественные произведения, Сталина вытащили из пыльного угла исторической памяти, куда он был задвинут после оттепели и разоблачения культа личности. Теперь его воспринимали как кровавого тирана, на совести которого миллионы невинно замученных жертв.

В произведениях современных художников эпическая интонация уступила место саркастической, а порой и откровенно издевательской. Обращаясь к образу Сталина, художники намеренно играют на понижение, развенчивая его и представляя смешным. Игорь Баскаков вводит  портрет Сталина в рекламу одной популярной марки презервативов («Номер первый в СССР!»).

Вадим Комиссаров, включивший в свою инсталляцию часть интерьера выставочного зала - огромный книжный стеллаж красного дерева, расставил на полках рядом с собранием сочинений Сталина рулоны туалетной бумаги с портретами вождя. Написанные в одно время портреты, собранные вместе, становятся частью коллективной биографии эпохи, отношения с которой (как показал проект «Имя Россия», в котором Сталин долго лидировал) еще не закончены. «Главный парадокс истории России, - пишет известный писатель Виктор Ерофеев в своей недавней книге «Хороший Сталин», - состоит в том, что... Сталин остается в ней положительным народным героем».

Прямая речь

Алексей Бойко, научный сотрудник Музея политической истории России, куратор выставки «Сталин+»:

- Это - вторая выставка нашего большого проекта, приуроченного к 90-летию музея. Она называется  «Образы советских вождей. Реальность. Утопия. Критика». Цели проекта никак не связаны с политикой, с попытками понять феномен Сталина, проанализировать причины гипнотической власти его образа  над сознанием миллионов.

Мы ставили чисто искусствоведческие задачи - проследить за развитием образа вождей в советском искусстве. Нам было интересно сравнить эти образы между собой, выявить сходство и различия.

После «Сталина» (выставка продлится до 30 апреля) мы представим проект «Хрущев+Брежнев+» (апрель - май 2009 г.), который объединит образы Хрущева,  Брежнева,  Андропова и  Черненко. Визуальный ряд этих вождей гораздо беднее, иногда почти однотипен, но каждый из них оставил свой след в истории и искусстве СССР.

На четвертой выставке («Горбачев и Ельцин: время перемен») будет продемонстрирован иконографический материал, посвященный  Горбачеву и Ельцину.  Нынешних президентов пока трогать не будем. И не потому, что, как сказано в известной поэме графа Толстого, «ходить бывает склизко по камушкам иным, о том, что близко, мы лучше умолчим». А потому, что еще очень мало материала о них накопилось в нашем музее.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх