Улица Пестеля, первый подъезд...
Почему Маршак не захотел селить миллионера-расиста в своем доме
Попросите назвать петербуржца литературный дом на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля - он наверняка назовет дом Мурузи. И это правильно. Но не менее его в литературе отмечен дом, расположенный по диагонали, - дом 21/14.
Красивое четырехэтажное здание, которое дошло до нашего времени надстроенным в 1847 году Егором Диммертом и с фасадом, созданным Юлием Дютелем в 1876 - 1877 годах. Литературным оно стало после Февральской революции 1917 года, когда здесь открылось кооперативное издательство «Былое», которое издавало книги по истории революционного движения в России. Через год здесь возникло еще одно издательство - «Колос», такое же по направленности, но значительно шире по тематике изданий.
Но все же главное, чем памятен этот дом в литературном плане, так это то, что в нем одиннадцать лет прожил Самуил Маршак. На его книгах выросло уже не одно поколение, а ленинградцы - петербуржцы знают адреса многих его героев. В первую очередь это, конечно, «рассеянный с улицы Бассейной».
Маршак, словно веривший в существование сказочных персонажей, селил их рядом с собой, а потому и рассеянный проезжал на трамвае к Финляндскому вокзалу мимо его дома, ибо Бассейная - это не та, что ныне проходит в Московском районе, а современная улица Некрасова.
Вообще топографически Маршак старался быть точным. Вот и миллионера-расиста мистера Твистера он не захотел поселить в доме, история которого связана с двумя издательствами, которым был присущ не национализм и расизм, а интернационализм. Помните?
Улица Пестеля,
Первый подъезд.
«Нет, - отвечают, -
В гостинице мест».
И если на других перечисленных в этой повести в стихах адресах были гостиницы - на улице Гоголя, площади Восстания, то на улице Пестеля не было таковых. Маршак просто упомянул свой дом. Почему?
Сделал он это после прочтения только что сочиненного и еще не опубликованного «Мистера Твистера» своему сыну и его приятелю из этого же «первого подъезда». Мальчишка спросил Самуила Яковлевича: «А можно и нашу улицу упомянуть?» И Маршак упомянул улицу Пестеля, имея в виду дом 14, угловой с Литейным проспектом.
А затем этот дом вошел в произведения того мальчишки, выросшего в маститого историка и замечательного драматурга и писателя Даниила Аля, которому 3 февраля исполнилось 90 лет.
Этот дом фигурирует в повести «Приказа умирать не было», рассказах «Человек с часами» и «Правду! Ничего, кроме правды!!!» - произведениях автобиографичных.
Надо сказать, что архитектурно здание несколько перенасыщено деталями. Этому не стоит удивляться, потому что Дютель перестраивал здание по заказу богатого домовладельца Тупикова, который, естественно, хотел свое богатство отразить на фасаде. Обратим внимание главным образом на одну деталь: изображения грифонов как хранителей богатства. Тогда, почти полтора столетия назад, они символизировали финансовую состоятельность его владельца-предпринимателя. Теперь они хранят духовное богатство, оставленное потомкам в книгах, изданных здесь, и в произведениях, здесь написанных.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов