Горожане перешли на дешевые аналоги известных лекарств
Кризис, как рентгеновские лучи, высвечивает болезни отечественной экономики. Первые месяцы нынешнего года показали, что одно из самых слабых звеньев - лекарственное обеспечение населения. Фармацевтический рынок беспрестанно лихорадит. Некоторые лекарства вообще исчезли из аптек, другие резко подорожали. На отдельные препараты цены взлетели почти на 400 процентов. Правительство Петербурга, после того как стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля, принимает экстренные меры, пытается выяснить, почему дорожают медикаменты и как остановить рост цен, но пока ощутимых результатов не видно. Балтийское информационное агентство собрало за круглым столом экспертов, депутатов и чиновников от здравоохранения, которые обсудили сложившуюся ситуацию.
Нас посадили на лекарственную иглу
Алексей Скрипков, руководитель проектов развития ФГУЗ МСЧ-144, аналитик Федерального медико-биологического агентства:
- По объемам фармацевтического рынка Россия находится далеко не на первом месте в мире, мы занимаем где-то 20-е место, а вот по темпам развития фармрынка мы на втором месте в мире. У нас темпы роста - более 11 процентов. В то время как в США, например, этот рост составляет всего 4 процента. Только Китай нас опережает. Доходы фармацевтических корпораций и фармпромышленности в целом чрезвычайно высоки, и с каждым годом они все больше и больше. Это значит, что люди употребляют все больше и больше лекарств. Но для чего они их употребляют? С одной целью - чтобы улучшить свое здоровье. Но в том-то и дело, что здоровье населения, которое является государственным капиталом в нашей стране, становится все хуже и хуже. Недавно был опубликован отчет ЦРУ о том, что происходит со здоровьем в России. Так вот, американские эксперты сделали вывод, что среди индустриально развитых стран по показателям здоровья населения мы занимаем последнее место. Как долго еще мы будем тратить огромные деньги из бюджета на лекарства, не заботясь о том, чтобы появились новые технологии в здравоохранении, которые бы способствовали уменьшению потребления лекарств? В России такие технологии оздоровления людей существовали испокон веку, впрочем, как и в Китае. Но и их, и нас, по сути дела, втягивают в фармрынок. Мы поглощаем в огромном количестве сильнодействующие лекарства, а, например, на витаминные комплексы, которые нам необходимы, спрос низкий. Если мы и дальше будем говорить только о том, чтобы государство выделяло все больше и больше денег на закупку лекарств, это будет неправильно.
Агрессивная реклама провоцирует
Александр Редько, первый проректор ФГОУ «Национальный институт здоровья»:
- Я полностью согласен с тем, что употребление лекарств не улучшает качества здоровья, таблетки лишь активизируют те или иные функции организма и помогают справиться с болезнью. Но многие привыкают принимать лекарства и злоупотребляют ими. Статистика свидетельствует, что смертность от медицинского вмешательства в таких странах, как США и Россия, сегодня стоит на четвертом месте после сердечно-сосудистых заболеваний, травм и опухолей. Основная причина этого - несбалансированное, неправильное, нерегламентированное употребление лекарств. Чаще всего виной тому - агрессивная реклама. Люди не обращаются к врачу, а предпочитают лечиться самостоятельно. Сегодня в связи с подорожанием лекарств ситуация усугубилась. Горожане стали употреблять не подлинники, не лекарства, которые выпущены известными фирмами, а более дешевые копии этих лекарств. В результате появилось больше осложнений после приема лекарственных препаратов. Еще одна проблема, возникшая в результате подорожания лекарств: горожане вынуждены жизненно важные препараты покупать по более высоким ценам. Не всем это по карману. Когда уменьшается употребление второстепенных препаратов, это не страшно, но когда человек не может купить препарат, от которого зависит его жизнь, вот это серьезно. Сейчас на уровне губернатора принято решение о снижении максимальной ценовой надбавки в аптеках до 20 процентов, но это не распространяется на оптовые закупочные фирмы, которые не зарегистрированы в нашем городе. Это не распространяется и на производителей, которые готовят свои препараты из зарубежного сырья. Поэтому стоимость лекарств резко выросла. Государственный контроль за ценами имеет и оборотную сторону. Чтобы получить большую прибыль, аптека выбирает из нескольких вариантов самый дорогой. Еще 10 лет назад говорилось о целесообразности введения лекарственного страхования, которое помогло бы решить проблему роста цен на фармрынке. Лекарственное страхование включается в полис ОМС. Человек приходит с ним в любую аптеку: отдал рецепт, получил лекарство, после этого рецепт передается в страховую компанию, и аптеке компенсируется стоимость лекарства, которая была установлена на торгах, проведенных комитетом по здравоохранению. Если препарат был закуплен по низким ценам, то аптека получает прибыль, если по высоким, то она в минусе. В этом случае цены в аптеках снижались бы, а сегодня все устроено так, что цены повышаются.
Фармрынок полностью зависит от импорта
Владимир Дмитриев, депутат ЗакСа, член фракции КПРФ:
- В последнее время поток жалоб по вопросам обеспечения лекарствами увеличился в разы. Большая часть из них касается обеспечения лекарствами льготников, так называемой системы ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения). Инвалид, которому положены эти дополнительные льготные препараты, сначала должен высиживать или выстаивать огромные очереди на прием к врачу, потом ему оформляют рецепт, и он идет в аптеку, которая находится бог знает где. Например, из Пушкинского района людям приходится ехать за лекарствами либо в северную часть города, либо в Петродворец, потому что только там есть эти препараты. Это самое наглядное проявление так и не продуманной до конца системы ДЛО. Что касается цен на лекарства, контроль за ними, особенно в условиях кризиса, должно взять на себя государство. Но должна работать и система государственных дотаций. Надо помогать фармпредприятиям, вводить льготную налоговую политику для того, чтобы эта сфера совсем не заглохла. Почему только сейчас обратили внимание на то, что на полках аптек в основном медикаменты импортного производства? Почему почти не налажено производство отечественных лекарств? Потому что оно либо очень затратно, либо процесс согласования каждого параметра продукции настолько сложен, что производителю это становится невыгодно. И еще одной проблемы хочу коснуться - это резкое урезание квотирования на высокотехнологичные операции. К нам обращается большое количество людей с жалобами на то, что их поставили на очередь на дорогостоящую операцию на четвертый квартал. Но некоторые просто не смогут дожить до этого времени. Например, онкологические больные. Сейчас мы пытаемся с этой проблемой разобраться, но во всех больницах ответ один: нет денег.
Посредников - огромное количество
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы РФ:
- Чем в первую очередь характеризуется наш фармрынок? Тем, что он очень плохо организован. С одной стороны - полки аптек завалены импортными лекарствами, с другой - налицо развал отечественной фармацевтической промышленности. Какова доля импортных медикаментов на нашем рынке? Есть разные цифры. Представители фармрынка утверждают, что она составляет 95 процентов. По официальным данным - 75 процентов. Поэтому система очень уязвима ко всем экономическим рискам, и к валютным в том числе. Ситуация с резким ростом цен на лекарства связана с девальвацией рубля. Хотя на самом деле цены выросли больше, чем это объективно обусловлено обесцениванием рубля. Рубль обесценился примерно на 40 процентов. А цены поднялись на некоторые препараты на 100 и более процентов. Вторая проблема нашего фармрынка - это огромное количество посреднических структур. Количество оптовых посредников превышает объективно необходимое количество в три-четыре раза, а количество розничных предприятий - аптек и аптечных киосков - превышает объективно необходимое в пять-шесть раз, и это тоже отражается на цене лекарств.
Что должно делать государство в такой ситуации, когда у него в руках огромный сегмент фармрынка: средства, выделяемые на ДЛО, и средства, которые идут на закупку медикаментов для учреждений здравоохранения? Город сделал в этой ситуации правильный шаг: закупил лекарственные препараты на год вперед. Но это было бы правильно, если бы медикаменты закупались по ценам ниже тех, что существуют на розничном рынке. Но если покупка осуществляется по более высоким ценам, то это неправильно. Тем более что это существенное превышение: в некоторых случаях на 100 и более процентов, в то время как предел - 40 процентов. В Европе идет обратный процесс: снижение цен, потому что доллар и евро растут. У нас же получается пока, что государство, принимая меры по снижению цен, наоборот, способствует их росту.
В больницах нет денег даже на питание
Наталья Евдокимова, советник председателя Совета Федерации:
- С моей точки зрения, вообще никакой регистрации лекарств не должно быть, пусть рынок развивается так, как развивается. Мы 8 лет сидели на нефтяной игле, и за это время государство могло бы способствовать развитию нашего отечественного фармрынка, вместо этого мы посадили наше население на импортные лекарства. Теперь мы полностью зависим от зарубежных производителей. Почему растут цены? Давайте вспомним 2005 год, когда на рынок хлынули бюджетные деньги, выделяемые на закупку лекарств для ДЛО. И что мы получили? Нехватку лекарств и их подорожание. Когда огромные деньги вливаются в рынок, это неизбежно приводит к увеличению стоимости продукции. Монополии выигрывают конкурсы на поставку лекарств и увеличивают абсолютно безнаказанно цены. Рынок должен регулировать количество аптек и количество поставщиков, но у нас все происходит наоборот. Что касается тех мер, которые принимаются для борьбы с кризисом. Я прочитала постановление правительства, там говорится: мы повысим качество, мы уменьшим цену, мы отрегулируем рынок. Но как это сделать, с помощью какого механизма, об этом там ничего не сказано. Поэтому судить о том, хороши ли эти меры, я лично не могу. Правительство Петербурга закупило лекарства на весь год. Я разговаривала с главврачами, они говорят, что теперь в больницах не хватает денег даже на питание пациентов, мясо, овощи заменяют хлебом. Понизилась и зарплата медперсонала. Если государство со своим огромным бюджетом вмешивается в такую тонкую вещь, как рынок, то сначала необходимо продумать механизм этого вмешательства, чтобы не навредить.
Слишком много аптек
Захар Голант, заместитель председателя комитета по здравоохранению:
- Мы подготовили обращение в адрес Минздрава, в котором в качестве примера назывались 50 препаратов, цены на которые выросли до 300 процентов. В начале года в связи с девальвацией рубля на фармрынке возникла некая паника. Этот рынок в течение первого квартала находился в хаотичном движении: кто-то увеличивал цены, а кто-то их снижал на 10 - 15 процентов, есть лекарства, на которые цена осталась прежней. Но в целом удорожание продукции иностранного производства мы фиксируем сегодня на уровне 29 - 40 процентов. При этом тот объем бюджетных средств, который планировался на 2009 год, нам сохранили. Обеспечение лекарственными препаратами госпитального и амбулаторного звеньев сохранится на уровне запланированных объемов. Лично меня беспокоит проблема 2010 года. Мы не можем надеяться на то, что нам увеличат бюджетные ассигнования. Но рынок ушел вперед, и скорее всего мы не сможем обеспечить тот объем медикаментов и те торговые наименования, которые закупались нами в предшествующие годы. Согласен с тем, что в течение многих лет наш фармрынок развивался бессистемно. У нас действительно огромное количество аптек. Нигде, ни в одной цивилизованной стране такого количества аптек вы не увидите. За счет чего продолжают развиваться и функционировать аптечные сети? Они ищут разные способы, чтобы оправдать собственное существование. Когда у вас три аптеки в одном доме, каждая из которых платит заработную плату персоналу, плату за аренду, их услуги не могут стоить дешево. Эта проблема завязана с ролью муниципальных образований.
В цивилизованных странах муниципалитеты решают, должна ли быть еще одна аптека на территории того или иного муниципального образования. Если муниципалитет решает, что должна, то обращается к аптечным сетям, которые функционируют на данной территории, и тогда аптека открывается. А у нас принцип развития аптечных сетей: дверь в дверь. Если открылась аптека одной сети, тут же появляется аптека другой сети. То же относится и к оптовикам. Вы можете иметь 100 кв. метров арендованных складов. Регистрируете юридическое лицо, нанимаете двух-трех человек соответствующей квалификации и выходите на рынок. Вопрос в другом: где вы берете товар? Что за оптовая компания, которая не имеет ни одного прямого договора с производителем? А у нас таких компаний много. У нас также есть компании-монополисты, которые представляют интересы какого-то иностранного производителя. И этот монополист диктует цену, сегодня она такая-то, а завтра - другая. Уроки, которые мы должны извлечь из кризиса: количество аптек должно быть уменьшено до разумного предела. Оптовых компаний также должно стать значительно меньше. И самое главное, должно быть государственное регулирование цен на лекарственные препараты. Сейчас регистрация лекарства занимает от полугода до четырех лет. Она носит заявительный характер. В прошлом году на территории России перестали производить атропин, а когда мы начали разбираться в ситуации, руководство завода, который производил атропин, заявило: нас не устраивает зарегистрированная цена на это лекарство, такая цена приводит к ежедневным убыткам. В итоге им ответили: заберите свое заявление на регистрацию. Тут же цена увеличилась в несколько раз. Все прекрасно понимают, что коммерческую структуру нельзя заставить что-то производить, если это невыгодно. Поэтому надо регистрировать цены на все препараты без исключения, но подход к регистрации должен быть другим, чтобы производитель имел возможность динамично изменять цену, как это происходит во всем мире.
Что произошло в январе - феврале? Большинство оптовых компаний, включая самые крупные, из-за экономического кризиса не могли перезаключить договоры с производителями: цены постоянно менялись, условия также постоянно менялись. На днях мы собрали крупнейших оптовиков в Петербурге, они уверяют, что рынок уже пошел вниз, на топовые лекарства цена падает от 20 до 40 процентов. Рынок, который был перегрет в течение двух месяцев, приходит в норму. Уверен, что в течение апреля будет рекордное снижение цен.
Подготовила Светлана ЯКОВЛЕВА
Важно: Правила перепоста материалов