Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

То, что Гоголь завещал

Весь апрель (и более того, весь 2009 год) наполняется торжественными событиями, посвященными чествованию классика

Вот и «Петербург-концерт» устраивает фестиваль «Завещание Гоголя». В программе - концерты, спектакли и музыкально-сценические композиции. Все эти события можно будет увидеть в Концертном зале Дома Кочневой, что на набережной Фонтанки, 41.

Корреспондент «ВП» узнал подробности у генерального директора Евгения Колчина и заместителя директора по творческой работе Владимира Логутенко.

- Наши фестивальные проекты связаны непосредственно с Домом Кочневой, - рассказал Владимир Логутенко. - Это несколько спектаклей и моноспектаклей: 6 апреля сыграют «Скандал в городе N» (по мотивам «Мертвых душ») в исполнении Анны Яковлевой, 9-го - состоится литературный вечер «Ночь перед Рождеством». Читать повесть будет заслуженная артистка России Наталия Кудрявцева в сопровождении баяна и балалайки.

Еще нас ждут «Фантазии по Гоголю» 10-го числа, снова по мотивам «Мертвых душ», но теперь уже в переплетении с «Ревизором».

- Другой большой проект, - продолжил заместитель по творческой работе, - выставка «Музей Гоголя» в ЦВЗ «Манеж». Может быть, тут не так и много действительно ценных экспонатов, хотя она очень яркая и нарядная, по-настоящему изобретательно выполненная.

В рамках этой выставки «Петербург-концерт» почти ежедневно показывает вышеперечисленные части своей посвященной Гоголю театрально-концертной программы. Можно будет увидеть какой-нибудь из номеров этой программы вплоть до 19 апреля.

А самое, может быть, интересное - это «Концерт для Гоголя с оркестром». Это музыкально обработанный путь Гоголя из Малороссии в Санкт-Петербург: вокальные, симфонические номера, чисто инструментальные иллюстрации. Главный солист - сам Гоголь, который будет комментировать части программы соло, составленные из его писем и художественных произведений.

Осенью, по словам организаторов, нас ожидает особое событие. Это произведение молодого петербургского композитора Алекса Прайера по мотивам «Петербургских повестей» Гоголя.

- То ли это будет оратория, то ли хоровая симфония - пока неясно, - сообщил Владимир Логутенко. - Но пишет ее уникальный человек. Алексу Прайеру 16 лет, он студент Петербургской консерватории, по происхождению англичанин (а также потомок великого Константина Сергеевича Станиславского). Достаточно перспективный юноша. Предполагается привлечь для исполнения его работы Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева и Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Андрея Аниханова. Художественно-постановочная часть тоже будет мощной: ее организует главный режиссер Театра Эстрады Владимир Попов.

Мы думаем, что это будет красиво. Тем более что сыграно произведение будет в петербургской подземке, на станции «Невский проспект» - ночью, конечно, чтоб не мешать прохожим. И для ограниченного круга слушателей.

Впоследствии, пообещали ответственные лица, предполагаемую ораторию можно будет услышать и всем желающим - в Большом зале Филармонии.

А открывался фестиваль «Оперой о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» композитора Геннадия Банщикова. Это мини-произведение на 25 - 30 минут.

Режиссер проекта Ольга Маликова перед началом спектакля поделилась некоторыми переживаниями:

- Уникально в нашей постановке то, что оркестранты не отделены от действия оперы, а, напротив, естественным образом с ним слиты, насколько это возможно. А как же иначе, если учесть, что оркестр наш - это двойной дуэт «Ма.Гр.Иг.Ал.» под руководством Игоря Пономаренко. В общем-то, таких экспериментов до этого почти не делалось. Поставлена пьеса у нас за четыре дня. В перспективе - думаю, что можно будет сделать целый вечер одноактных комических опер. Скажем, есть постановка по чеховскому рассказу «Хирургия» - очень смешному, там больному долго-долго тащат зуб...

...Плетень с горшками, из-за него торчат подсолнухи. У плетня с меланхолическим видом устроился ансамбль «Ма.Гр.Иг.Ал.», который всегда выглядит и звучит великолепно. А на переднем плане наседают друг на друга русский франт Иван Иванович (Леонид Репин, тенор) и особенно замечательный малоросский барин Иван Никифорович (Владимир Вьюров, бас). Тут же ходит, всплескивая руками, и замечательная гротесковая Баба (Вера Волостных). Заканчивается все, в общем-то, не примирением, а победой «Ма.Гр.Иг.Ал.» и лично Игоря Пономаренко.

Опера в самом деле хороша. Ну, казалось бы: совершенно статическое действие, то милуются, то бранятся два «гусака». А вот режиссеру Ольге Маликовой удалось туда внедрить какой-то психологизм. Внимание начинает вроде бы ослабевать - и тут же представление выкидывает какое-то коленце, и вновь делается интересно. Гоголевский текст не растворяется в музыке, а даже как-то усиливается ею.

Наверное, на размашистую двух-, трехчасовую оперу такое мастерство все-таки нельзя было бы применить. Сделалось бы скучно. А вот малая получасовая форма подошла в самый раз.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх