Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

В Петербурге работают десятки выставок, посвященных Гоголю

Корреспондент «ВП» побывал на многих из них

На открытии выставки «Музей Гоголя» в Манеже было не протолкнуться. Выставка, спору нет, масштабная! Пока ожидали губернатора, директор Центрального выставочного зала Кирилл Кузьмин поделился с журналистами сокровенным, сказав, что трудно было не столько придумать выставку и отобрать экспонаты, сколько уговорить директоров петербургских музеев отдать эти самые экспонаты хотя бы на время. Хорошо известно, что музейщики относятся к хранимым ими сокровищам как гоголевский герой Плюшкин!

Все же удалось собрать более тысячи экспонатов, которые на время переехали в Манеж из Эрмитажа, Русского музея, Всероссийского музея им. Пушкина, а также из театров - Мариинского, Александринского, Михайловского...

Дизайнеры выставки позаботились об игровых элементах и театральных эффектах в оформлении зала.  Чего стоит вход на выставку, оформленный в виде своеобразного портрета Гоголя, чей плащ-крылатка одновременно представляет кулисы, а голова с длинными волосами и проницательными глазами словно наблюдает за публикой.

Если нет времени на осмотр столь масштабной выставки, можно выбраться в Русский музей, где в принципе выставлено то же самое, что в Манеже, только масштабы скромнее. Как рассказал вашему корреспонденту заведующий отделом русской живописи ГРМ Григорий Голдовский, «гордость музея - собрание оригинальных иллюстраций знаменитого русского художника Агина к «Мертвым душам», ставших хрестоматийными. Я бы обратил зрительское внимание также и на оба гоголевских портрета, которые мы здесь показываем, - кисти Александра Иванова и Федора Моллера. Оба портрета очень ценные, они выполнены при жизни Гоголя, в 1841 году, в Риме. Любопытно посмотреть и на реплику гоголевской посмертной маски из нашего собрания. Ее выполнил скульптор Рамазанов, автор известного бюста Гоголя, который вы видите на выставке».

На выставленные фарфоровые фигурки гоголевских персонажей (художники Воробьев и Ризнич, Ленинградский фарфоровый завод, 1953) смотрят почти с умилением, будто узнавая в них знакомых и даже родственников. Хлестаков с коком на голове, в модных клетчатых брючках, Коробочка, уютно устроившаяся в кресле, Ноздрев с элегантной борзой, свернувшейся у его ног, Плюшкин в рваном халате... Да вот же они, среди нас, никуда не делись!

Всем, кто любит Гоголя, советую заглянуть на Мойку, 12, где работает сейчас выставка замечательного художника-графика Виктора Вильнера «Импровизации на темы Гоголя».

Быть может, именно в его виртуозно выполненных цветных литографиях гоголевские герои (и прежде всего гоголевский Петербург) получили идеальное воплощение.

Все петербургские листы Вильнера проникнуты петербургской литературой. Но это не обычные иллюстрации к «Петербургским повестям» Гоголя, к пушкинской «Пиковой даме» и «Медному всаднику». Все персонажи на его литографиях перемешиваются, и облаченный в парадный мундир Нос сидит за карточным столом рядом с Чартковым, разменявшим свой талант на мелкую монету коммерческого успеха. А на столе - три роковые карты...

По выставкам бегал Алексей ШМЕЛЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх