Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

«Валерий Гергиев пригласил меня вспомнить старое»

Сергей Лейферкус приехал в Петербург спеть Чичикова и встретить день рождения сына

12 апреля в Мариинском театре в рамках Музыкального фестиваля к 200-летию Гоголя состоится премьера оперы Родиона Щедрина «Мертвые души». Накануне премьеры корреспондент «Вечёрки» Антонина Ростовская встретилась с ведущим артистом Мариинского театра Сергеем Лейферкусом, который выступит в роли Чичикова.

Нет более современного писателя

- Сергей Петрович, вы ведь пели партию Чичикова еще тридцать лет назад, когда оперу впервые поставили в Мариинском (тогда еще Кировском) театре? Почему вы согласились вернуться к этой роли спустя много лет?

- Я приехал в Петербург несколько дней назад и сейчас активно готовлюсь к спектаклю, который пройдет в концертном исполнении в программе гоголевского фестиваля. «Мертвые души» Родиона Щедрина действительно не шли на сцене Мариинского театра 30 лет. А поскольку я был первым исполнителем роли Чичикова тогда, Валерий Гергиев пригласил меня вспомнить старое и выступить в этой программе. Спектакль хотят возобновить и на театральной сцене. Думаю, что Борис Александрович Покровский мог бы опять это поставить. Тем более что концепция у него в памяти. Нет более современного писателя, чем Гоголь. Его тексты можно легко подставлять под день нынешний.

В Петербурге я буду недолго, до Пасхи, но успею справить день рождения сына. До отъезда еще спою сольный концерт в Англии. В следующем сезоне в «Ковент-Гардене» буду петь Святейшего в «Черевичках» - это для меня новая партия.

А в 2010 году буду участвовать в мировой премьере Александра Раскатова (русского  композитора, живущего в Париже). Он сейчас заканчивает оперу «Собачье сердце». Спектакль ставят в Амстердаме, меня попросили сыграть роль Филиппа Филиппыча. Жизнь прекрасна и удивительна, по-прежнему на колесах, в движении, наверное, в этом и заключается смысл.

Сквозняков не опасался никогда

- Как вы стали певцом?

- Когда мне исполнилось 15 лет, я пошел работать, потому что в моей семье к тому времени все мужчины умерли. Меня тянули мама с бабушкой. Я пошел к фрезерному станку на завод рабочим. Но тяга к пению уже обрела некие формы постоянного влечения, и судьба послала мне одну знакомую моих родителей, которая пела в хоре Университета. Она меня привела в хор, которым руководил великолепнейший хормейстер Григорий Моисеевич Сандлер. Наши отношения вошли сразу в какое-то уникальное русло. Я чувствовал его улыбку и постоянно контролирующий взгляд - как я пою, как я учусь. И когда стало известно, что хор Университета будет участвовать в первой постановке 13-й симфонии Шостаковича в Большом зале Филармонии, то Григорий Моисеевич позвонил моему начальнику цеха, чтобы он освободил меня на репетиции. Тот меня отпустил на неделю - якобы в какую-то командировку набираться опыта на другом заводе. И я очень хорошо помню то выступление, и Дмитрия Дмитриевича, и Громадского, который пел сольную партию. Вот какой подарок я получил от хормейстера. Другой бы на его месте сказал: «Я бы с удовольствием тебя поставил в хор, но ты же работаешь!» А он сделал все возможное. Люди познаются в своих деяниях.

- Вы служите своему голосу?

- Я служу, но, с другой стороны... отношусь к нему наплевательски. И может быть, именно из-за этого 1 февраля 2010 года я буду отмечать 40-летие моей творческой работы в театре. Я не опасался сквозняков никогда, могу выйти в холодную погоду без головного убора. Моя жена за меня боится больше. Это - не бравада! Просто я считаю, что мой голос существует параллельно со мной, с моей жизнью. Я могу себе позволить в чем-то безответственное отношение к голосу.

- Вы преподаете, даете мастер-классы по всему миру. Как вам кажется, где вас ценят больше?

- Наверное, оценка всегда единая, если человек что-то собой представляет. Не может быть, чтобы ту же Миреллу Френи или Пласидо Доминго принимали где-то хуже, а где-то лучше. Если мы достойно проводим мастер-классы или выступаем, то отношение соответствующее.

- Вне зависимости от темперамента нации?

- Темперамент бывает скрытым или ярко выраженным. Недавно у меня был гала-концерт, я пел восемь арий с оркестром в Познани. Казалось бы, Западная Польша, бывшая Германия... Темперамент должен быть очень спокойный, но люди вели себя так, как будто я приехал в Италию или Испанию. Петербургская публика всегда отличалась интеллигентностью, знанием музыкального материала. Если удачное выступление - всегда можно рассчитывать на горячие аплодисменты.

На детей не дают денег

- 13 апреля в городе будут отмечать День мецената. Как вы относитесь к этому?

- У нас меценатства нет. Есть редчайшие исключения. Два года назад родилась идея проведения детского вокального конкурса под названием «Мы поем оперу». Мы легко получили материальную поддержку. Конкурс прошел на ура! Пятый канал сделал фильм. Я могу дать стопроцентную гарантию, что каждый из этих детей, когда он вырастет, будет ходить в оперный театр и филармонию. Мы растили зрителя, готовили смену! В ноябре мы второй раз проводили конкурс - и уже с «жутким скрипом», потому что нас никто не поддержал. Уверен, что третий конкурс не состоится, потому что нет денег. На детей не дают денег! Как можно отмечать День мецената, если нет меценатства, нет закона, освобождающего меценатские деньги от налогов!

- Знаю, что людям творческим нужно уметь хорошо отдыхать, высвобождая сознание от переизбытка мыслей. Как вы снимаете творческий стресс?

- Бездумно не отдыхаю. Беру в отпуск ноты. Я всегда стараюсь прочитать всю возможную литературу, которая существует по поводу той или иной роли. Когда готовил Яго, я прочитал Шекспира в разных переводах, потом осилил английский текст. Только во время отдыха есть возможность почитать. Чтиво на ночь - это другое.

- У вас нет чтива на ночь?

- Иногда читаю или модные книги, или вульгарные детективы. Хотя некоторые написаны хорошо, с чувством юмора. Я очень люблю Дашкову, но не знаю, пишет ли она или команда за нее.

- Чему вы в жизни говорите «нет»?

- Я не приемлю ложь и предательство дружбы. Я считаю это одним из самых тяжких грехов, которые существуют на земле. Этому нет оправдания. Самое страшное, когда ты в людях разочаровываешься, понимаешь, что человек для тебя дорог, а ты для него - нет. Буквально на днях надо было помочь моей теще: врач выписал неправильное лекарство, и ей стало плохо. Нужно было срочно что-то предпринять. А мы с женой были далеко. И наши друзья тут же организовали и клинику, и транспорт. Вот это дружба.

Кстати

Мариинский театр с 1 по 19 апреля проводит Музыкальный фестиваль к 200-летию Гоголя

Фестиваль открылся в день рождения Гоголя - 1 апреля - премьерой уникального проекта «Гоголиада», включающего одноактные оперы «Тяжба» Светланы Нестеровой, «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой, «Коляска» Вячеслава Круглика.

Также в Мариинском театре и Концертном зале в апреле прозвучит ряд опер на гоголевские сюжеты, представляющие золотой фонд русской классики: «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» Мусоргского, «Нос» Шостаковича...

↑ Наверх