Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Путевки подешевеют на 10 процентов

А туристов в наступающем сезоне станет меньше на 20 — 50%

Надышаться напоследок

Первый признак наступления «высокого туристического сезона» уже есть. В Петербурге на этой неделе открывается выставка, на которой нам с вами будут предлагать варианты летнего отдыха.

Чем же собираются порадовать граждан отечественные и зарубежные туроператоры? Как выясняется, снижением цен. Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев пообещал вашему корреспонденту, что стоимость туристических путевок этим летом будет на 10 - 15% ниже, чем прошлым. Точнее, «компании, входящие в РСТ, готовы настолько снизить цены». При этом, по уверению господина Корнеева, операторы будут работать почти «в ноль». Но им деться некуда. «Если музеи или гостиницы даже без посетителей все равно стоять будут, никуда не исчезнут, то мы без клиентов просто исчезнем с рынка», - пояснил мой собеседник.

Вот именно: без клиентов. Причина ожидаемого падения цен ясна как божий день. В период кризиса люди начинают задумываться: а стоит ли ехать в отпуск куда-нибудь? Или лучше поваляться на диване и тем самым сэкономить? У других, оставшихся без работы, просто не на что ехать. Наконец, третьи, чтобы свести концы с концами и не потерять место, вынуждены будут от отпусков отказываться. Или искать на это время дополнительный приработок.

По оценкам экспертов, туристов в наступающем сезоне станет процентов на двадцать меньше. Это по оптимистическим прогнозам. Пессимисты говорят о 50-процентном падении. При этом в пользу такого развития событий говорят мировые тенденции. Там уменьшение туристического рынка на 40% считается уже общим местом. Ведь и в прошлом-то году рост составил всего около двух процентов. А тогда кризис еще не разошелся.

Впрочем, мировые тенденции нам, как всегда, не указ. Все-таки число туристов, въехавших в Россию из-за рубежа, в пять раз меньше, чем россиян, устремившихся за рубеж.

В борьбе за исчезающего клиента зарубежные туристические компании опускают цены «ниже плинтуса». К примеру, в Дубай и Амстердам они возят в половину цены годичной давности. В Лондон - на 30% дешевле, в столь любимую последние годы россиянами Прагу - на 20%. В среднем падение цен составляет 20 - 25%. Примерно на столько же, а то и больше снизились и цены на гостиницы. Что называется: поезжай - не хочу.

Ну наши соотечественники этим, естественно, воспользовались. В зимний сезон поток туристов из России вырос почти на 10%. Причем темпы роста числа посетивших Швейцарию, Индию, Германию и Болгарию оказались даже выше прошлогодних. Только в Таиланд, ОАЭ и Турцию съездило меньше народу.

И хочется, и колется...

Лафа закончилась. Специалисты подсчитали: в марте в турпоездки отправилось на 40% меньше россиян, чем год назад. А ведь это время школьных каникул, когда традиционно много было детских групп. Эксперты говорят: организованный детский туризм в этом году так процентов на сорок и снизится.

Упадет и деловой туризм. Компании повсеместно сокращают финансирование командировок. Причем это происходит как у нас, так и на Западе. А последнее означает: число иностранцев, пересекающих российскую границу с туристической визой, уменьшится серьезно. Дело в том, что среди «импортных» туристов у нас очень много бизнесменов и гастарбайтеров. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что из года в год уменьшается число иностранцев, посещающих петербургские музеи. Если в 2006 году их было более 1,5 миллиона, то в 2008-м - менее миллиона. При этом общее число посетивших город на Неве иностранцев возросло. Значит, едут люди, которые по музеям не ходят, а прибывают с деловыми целями. Теперь их станет существенно меньше.

И еще одну тенденцию, общую для всех секторов туристического рынка, отмечают специалисты. Люди перестают планировать свой отдых заранее. Предпочитают покупать путевки прямо накануне выезда. Что и понятно. Во-первых, уверенности в завтрашнем дне поубавилось. Во-вторых, можно ожидать, что стоимость тура снизится. Зачем же тратить больше?

Но, с другой стороны, и туркомпании не имеют больше былой уверенности в том, что в любом случае продадут путевки. Стало быть, они сокращают количество заранее забронированных мест в гостиницах и самолетах. Это неизбежно приведет к исчезновению горящих путевок. Компании начинают планировать свои заказы тютелька в тютельку.

С точки зрения чистого рынка это означает, что реальные цены на путевки должны даже вырасти. Не имея возможности планировать свою работу далеко вперед, туроператоры должны начать закладывать в стоимость своих услуг риски. К тому же девальвация рубля привела к тому, что снизившиеся в валюте зарубежные туры все равно для россиян стали дороже.

С другой стороны, на сократившемся рынке увеличивается конкуренция. И выиграть ее можно, только снижая цены.

Держать цену до последнего туриста

Так что туроператоры оказываются «в вилке». Очевидно, потому они и обещают скинуть только процентов пятнадцать, а не двадцать пять, как на Западе. Но... у нас и так стоимость турпакета выше, чем хотя бы в Праге или Варшаве. Любят ссылаться на то, что по Европе люди путешествуют без визы, а для России она нужна. Но ведь и самому нашему человеку отдохнуть на Черноморском побережье Кавказа обойдется дороже, чем в Турции. Да что там Черное море! В Ленинградской области в хороший пансионат съездить - и то дороже. Почему?

Как всегда, дело тут в чисто российской жадности, свойственной нашим «деловым людям» еще со старых времен. Известно же: российский купец сгноит товар, но по более низкой цене не продаст.

В стоимость туристического пакета входят не только услуги туроператора, но и стоимость проезда, гостиницы, экскурсий и так далее. Так вот: в Петербурге этим летом двухместный номер в трехзвездной гостинице будет стоить почти в полтора раза больше, чем в Праге, и на двадцать процентов дороже лондонской. Четырехзвездная - почти вдвое дороже пражской. Это потому, что они цены на период кризиса скинули, а наши до последнего момента держали. Сейчас начинают снижать, да только договоры-то на многие путевки уже заключены.

Между прочим, в Москве цены на гостиничные номера еще зимой процентов на двадцать, а то и на все сорок снизились. Кроме пятизвездных, конечно, но у богатых свои причуды. Почему этого не произошло у нас? Просто в столице гостиниц больше и конкуренция между ними выше. А Петербург очень гордится тем, что у нас много мини-отелей. Но сколько нужно иметь маленьких гостиниц, чтобы по числу номеров они сравнялись с одной большой?

То же касается и перевозчиков. Западные авиалинии существенно сбросили цены. Вы слышали, чтобы это сделали наши? Государственная авиакомпания тут сообщила Северо-Западному отделению РСТ, что рассматривает вопрос о снижении. Только вот сказано очень хитро: «Авиакомпания проводит максимально гибкую тарифную политику... которая в целом позволяет говорить об общем снижении тарифов на 20%». Как показывает опыт, за столь неконкретными формулировками у нас обычно кроется подвох. Что-нибудь вроде: мы установим такие пониженные тарифы, которыми никто не будет пользоваться, а другие - повысим.

Если кто и замораживает свои расценки -  это музеи. Петропавловка вообще оповестила о снижении цен на билеты. Но те музеи, которые больше рассчитывают на свои заработки, чем на госдотации, пока колеблются. Туроператоры говорят: Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор цену билетов в рублях обещали заморозить, а вот с Петергофом и Царским Селом такой договоренности достичь не удается.

А если составляющие турпутевки не уменьшатся, так и операторам взять скидку будет неоткуда. Их доля в цене путевки и так процентов пятнадцать. Вот на столько и сократят, если смогут.

В общем, как признают и сами специалисты, нынешним летом, вероятно, дешевле всего будет отдохнуть в Крыму. Украинская-то гривна девальвируется быстрее рубля.

Юрий Звягин

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх