На парадные фасады Петербурга налипли «восточные сладости»
Слова навязчивой песенки - «восточные сказки, зачем ты мне строишь глазки» - невольно вспоминаются, когда переходишь Фонтанку, идя по Гороховой улице в сторону Загородного проспекта.
По левую руку, в одном из двух полукруглых домов, составляющих ансамбль Семеновской площади, находится ресторан, название которого и вызывает ассоциацию с незатейливым шлягером. Впрочем, и последующие слова о глазках в данном случае весьма к месту.
Вот уже несколько лет эта небольшая предмостная площадь не дает покоя восточным людям. Нравится она им. Как объект, который должен приносить им прибыль. Чуть больше четырех лет назад жители окрестных домов забили тревогу, когда расположенные по разным сторонам площади скверики оказались огороженными заборами. Выяснилось, что некое ООО, руководил которым, судя по всему, не коренной петербуржец, получило разрешение на возведение на месте скверов «временных кафе на набивных площадках». Взятые в кавычки слова - цитата из письма начальника Управления садово-паркового хозяйства Германа Вихорева, который после многочисленных жалоб и обращений жителей написал ответ об отзыве согласования о возведении на площади торговых точек.
Скверики, возникшие на предмостной площади в 1904 году по инициативе тогдашнего петербургского градоначальника Ивана Александровича Фуллона, кое-как граждане отстояли. Но до сих пор не дает покоя вопрос: как это предприимчивые люди умеют результативно «строить глазки» в ведомствах и учреждениях, в которых государственные чиновники по долгу службы обязаны стоять на страже законов, призванных защищать красоту нашего неповторимого города?!
Что такое площадь в Петербурге? Как точно в свое время определил Юрий Тынянов, это - «единица Петербурга». Предмостные площади в городе, в котором реки и каналы являются изначально определяющими его архитектурное пространство, - особенно ценны, какими бы маленькими и незначительными ни казались людям, которые слово «ценность» способны измерять исключительно деньгами.
Семеновская площадь - одна из старейших в Петербурге. Ее размер и конфигурацию наметил в 1760-е годы возглавлявший комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы зодчий Андрей Квасов. Ансамбль площади, получившей название по находившимся неподалеку казармам лейб-гвардии Семеновского полка, составляют два полукруглых здания. Дом № 90 по Фонтанке, он же 52-й по Гороховой улице, - это Глебов дом. Построенный в 1787 году и вошедший в историю по имени купца Глебова, он на рубеже XVIII - XIX веков был несколько перестроен, возможно, Федором Волковым для военных, в котором многие годы располагались казармы местных войск.
Дом Устинова, история которого восходит также к началу позапрошлого века, он же дом Петровых, - это здание, имеющее номер 92 по Фонтанке и 59 по Гороховой.
Оба эти дома и составляют ансамбль, являющийся объектом культурного наследия федерального значения.
Тем не менее фасад Глебова дома испорчен временной постройкой «на набивной площадке», которую предприимчивые владельцы «Восточной сказки» устроили на тротуаре у дома № 90/52.
Как почти все временно построенное, эта площадка оказалась постоянной.
На встрече, посвященной предстоящей реконструкции Летнего сада, я спросил председателя КГИОП Веру Дементьеву о том, каким образом можно воздействовать на тех, кто испортил облик объекта культурного наследия, находящегося под охраной государства. Увы, по словам Веры Анатольевны, выходило, что никак. Она ответила, что предлагала сделать более легкую конструкцию, но, как видим, это предложение главы КГИОП лишь предложением и осталось.
Вероятней всего, по мнению Веры Дементьевой, демонтировать конструкцию, исказившую исторический облик, удастся после окончания срока аренды помещения нынешними бизнесменами. Но когда закончится срок аренды? И где гарантия, что новые арендаторы будут уважительней относиться к тому, что принадлежит всем как народное достояние, а им лишь на правах временных пользователей? Не получится ли так, как в легендарной комедии «Волга-Волга», когда бюрократ Бывалов устами Игоря Ильинского кричит: «Зинаида Ивановна, примите у граждан брак и выдайте им другой»?!
Да и почему, собственно, петербуржцы должны ждать окончания срока какого-то договора аренды, если налицо - нарушение законодательства?!
Вспомним цитату из «дедушки Крылова»: «Там слов не тратить по-пустому, где нужно власть употребить». У города есть действенные рычаги воздействия на нерадивых арендаторов. Но ими почему-то не спешат воспользоваться. Очевидно, в «восточных сказках», появляющихся не в виде книг, а в виде точек питания и торговли, есть какое-то волшебство, какая-то таинственная магия, пред которой правила и законы отступают.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Фото Татьяны ПОЖИДАЕВОЙ
ОТ РЕДАКЦИИ. Наш автор очень деликатно обозначил проблему. Мы скажем проще: кто-то в кабинетах Смольного регулярно дает разрешение на установку этих безобразных павильонов. Но почему-то когда СМИ обращаются с вопросом - как такое может быть? - у чиновников и их пресс-секретарей случается приступ немоты и склероза. «Вечерний Петербург» уже полгода пытается получить комментарий по этому вопросу в КГИОП. Ответа нет.
Просим считать данную публикацию официальным запросом в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга.
Важно: Правила перепоста материалов