Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Крошки-историки» играют в политиков

Детский исторический музей (ДИМ) отметил 15-летие

Когда мы с Натальей Петровной Барановой, заведующей сектором музейной педагогики Музея политической истории (и значит, руководителем всего ДИМа), прошли мимо линейки пионеров (не экспонатов, а живых), я еще не понял, к чему идет дело. Но дальше все стало ясно. ДИМ организует специальные программы, занятия и экскурсии для детей, и на свой день рождения он решил продемонстрировать гостям все лучшее, на что способен.

Для начала детей провели в... сельскую школу. Деревянные стены, образ святого Николая в красном углу, перед ним лампадка; портрет государя-императора Александра II на стене. Тут же явился и земский учитель, а с ним - деревенские детишки-ученики. Филипок уверенно написал на доске свое имя, чем привел учителя и гостей в восторг.

Учитель объяснил, кого и чему он учит, показал все предметы в школе, от императора до деревянных лавок. Предложил поучить вместе с ним церковнославянскую азбуку. Дети XXI века, дети, которых ожидают Интернет, автомобили на биотопливе и нанотехнологии, - будто завороженные, повторяли следом: «Аз. Буки. Веди...»

Из сельской школы все попали в городскую гимназию и тут познакомились с классной дамой и ее учениками. Про учение рассказывали мало, больше - про игры, в которые играли гимназисты. И конечно, гости попробовали поиграть сами.

После окончания встречи я подошел к классной даме, которая оказалась музейным педагогом Анастасией Тимофеевой.

- У меня сегодня уже было три группы детей - три таких представления. Это совсем не утомительно: мы-то рассчитывали, что будет как минимум четыре смены. Но три - это тоже неплохо.

- А дети, которые у вас сегодня были гимназистами?

- Это ребята из семейного клуба «Крошка-историк».

- Сегодня праздник. А что бывает в ДИМе в обычное время?

- Я, как музейный педагог, провожу занятия - в гимназии, или в «школе Филипка», или в кабинете истории. Разве что мы обычно не надеваем исторические платья. Но точно так же показываем детям, как здоровались в позапрошлом веке, во что играли, как учились...

Мы отправились дальше и в следующем зале обнаружили небольшую трибуну, точно такую же, какую можно видеть по телевизору на заседаниях Думы. За трибуной стояли ребята из старших классов школы и что-то с жаром втолковывали другим старшеклассникам, сидевшим перед ними на ступеньках.

Наталья Баранова рассказала, что это - ролевая игра по мотивам современной политической жизни. Дети составляют свои предвыборные программы, а другие - выбирают тех, кто понравился больше.

- Не боитесь касаться современности? Все-таки это - дело тонкое, - спросил я.

- Мы это осознаем в полной мере. Действуем очень осторожно, - объяснила Наталья Петровна. - И то же самое касается, например, нашей программы «Пионер - значит первый». Все-таки это недавняя еще история, хотя нынешние дети про пионеров часто даже не слышали. Но мы стараемся избегать идеологических моментов: рассказываем о более нейтральных и положительных сторонах пионерии. Детям очень нравится, кстати: они тоже с радостью представляют себя горнистами или барабанщиками...

Что ж, держать связь времен - занятие достойное. А кроме того, дети мало где получают от истории такое удовольствие, как в Детском историческом музее.

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх