Знаменитый режиссер поставил фильм, который бьет все рекорды зрительской посещаемости и вызывает споры среди критиков
На тот момент, когда мы беседовали с Владимиром Владимировичем, это интервью было 98-м по счету - с тех пор, как состоялась премьера «Тараса Бульбы». Полагаю, он уже давно довел до ровного, потому что поговорить рвутся все. Относиться к фильму можно по-разному, но никуда не деться от того, что это событие.

Я не знаю, что такое «медийное лицо»
- Владимир Владимирович, в вашем фильме много медийных лиц...
- Что такое «медийные лица»?
- Ну, я думаю, вы это лучше меня знаете.
- Нет, не знаю.
- Ну, модные, популярные.
- Это кто?
- Игорь Петренко, например.
- Да? Я не знал, что он такой популярный. И что?
- Есть такое мнение, что современные актеры, дескать, не настолько глубоки, чтобы играть классику, недотягивают. Вы с этим не согласны?
- А почему, собственно, Игорь Петренко не может играть классику? Мне это в голову не приходило.
- То есть вы всем довольны?
- Абсолютно.
- А Богдана Ступку вы сразу в голове держали, когда писали сценарий?
- Сразу держал.
- Вас не смущало, что несколько лет назад он снялся в «Молитве за гетмана Мазепу» - фильме, диаметрально противоположном вашему по всем параметрам? Его тогда называли антироссийским.
- Да мне до лампочки, меня артист интересует, а не его политическая деятельность. Он артист, он должен сниматься. И какая разница, где он там снимается.
- Говорят, что между вами и композитором Игорем Корнелюком произошел небольшой конфликт - он остался недоволен тем, как вы распорядились написанной им музыкой.
- Были у Игоря претензии, отчего же нет. Это нормальный творческий процесс, конфликты со всеми бывают: и с художниками, и с операторами. Я же кино снимаю: я думаю, что так надо, они по-другому думают. И с композитором то же самое. Он мне говорит: здесь барабаны нужны, а здесь нет. Мне наоборот кажется. Мы с Игорем уже десять лет работаем, между прочим. Надеюсь, и дальше будем.
- Это обоюдное желание?
- Об этом у него надо спросить.
- А почему сошел с дистанции голливудский постановщик батальных сцен Ник Пауэлл? Говорят, не выдержал российских методов работы...
- Да это не суть важно. Он и в Африке работал, там было еще хуже. Пауэлл - замечательный специалист, сильно поработал. Но вся эта история, которую мы снимали, как бы это сказать... несколько славянская, объяснить это достаточно сложно. Мы использовали то, что он делает хорошо, а дальше уже сами. А вообще - не читайте перед обедом советских газет.
Не читайте перед обедом советских газет
- Вот об этом мой следующий вопрос. Ну, не об этом, а о том, что «Собачье сердце», которое я так люблю...
- Слушайте, а за что вы его так любите?
- Не могу объяснить.
- В том-то и фокус, что не можете. А для меня важно другое - то, что «Тарас Бульба» за первый уик-энд поставил рекорд по зрительской посещаемости: второе место за всю историю существования советского и российского кинематографа.
- Я в его успехе не сомневалась.
- Почему же?
- По многим причинам, в том числе и потому, что у вас репутация человека, который делает классику так, чтоб на нее пошли зрители. Но я все про «Собачье сердце». Для меня удивителен путь, который пройден вами от этого фильма до «Тараса Бульбы»...
- ... и это никак не связано с идеологией, никак. Я никогда не буду снимать, например, про то, что Гитлер - хороший. Про 9-й класс никогда не буду снимать - потому что я про это ничего не понимаю и ничего, кроме омерзения, школа у меня не вызывает. А все остальное - почему нет?
Мне говорят: снимайте классику!
- Все же в последние годы вы работаете исключительно с классикой. С чем связано это желание?
- Это не мое желание. Это желание людей, у которых деньги есть и которые поверили, что я могу делать это неплохо.
- Но вам-то интересно?
- Интересно. Но я могу делать не только это.
- А что бы вы хотели делать?
- Я хотел делать кино про любовь, очень дешевое. Даже сам пытался взять денег в банке, но мне там сказали - увы. А на это - пожалуйста, Владимир Владимирович, давайте. Вот я и даю.
- Кино про любовь никому не нужно?
- Да почему ж не нужно? Все вы на политику пытаетесь выехать...
- И в мыслях не было!
- Солнышко, ну я же опытный уже. Все говорят: госзаказ, госзаказ. Не было никакого госзаказа. На Украине просто сумасшествие какое-то началось. Но опять же - среди кого? Среди тех, кому это выгодно. Они готовы использовать все, что угодно, в том числе и это.
- Но ведь и вы говорили, что «Тарас Бульба» - неполиткорректное произведение...
- Это уж точно. Конечно, неполиткорректное.
- Меня что удивило в вашей интерпретации этого неполиткорректного произведения: самый человечный человек, ну и вообще самый удачный образ - жид Янкель, которого сыграл Сергей Дрейден...
- Естественно. Я решил еврейский вопрос, так и напишите.
- Наконец-то. Вы спасли нас!
- А вы, простите, еврейка?
- Да, только какое это имеет значение?
- Я не обидел вас, не дай бог, своим фильмом?
- Нет, конечно.
- Ну замечательно. Мы с Сережей очень много думали об этом: как сделать, чтобы и Гоголя не изменить (а мы ни строчки не изменили), и чтобы справедливость восторжествовала. Как видите, дружба между двумя великими народами состоялась.
Сережа - замечательный артист, я получил большое удовольствие от работы с ним. Думаю, что это одна из самых значительных его работ. И она не только для «Тараса Бульбы» значима, а вообще. Вы же понимаете, с чем мы имеем дело.
Родина превыше всего! Гоголь так считал
- Вы говорили не один раз, что оправдываете Бульбу, убившего своего сына. Родина превыше всего? Для вас тоже?
- Почему для меня? Гоголь так считал. Что мне, застрелиться, что ли? Или его переделывать?
- Вы можете соглашаться, можете - нет.
- Знаете, если я не согласен, то и снимать не буду. Но здесь нет ничего от Третьего рейха, поверьте мне. Вы про Отечественную войну слышали?
- Конечно. У меня дед воевал, подводной лодкой командовал...
- Вот представьте себе своего дедушку, капитана подводной лодки. Идет война. Однажды у него на глазах его собственный сын начинает убивать его же подчиненных. Ну что, яснее стало?
- Теоретически - да. Практически - мне сложно понять...
- А что сложного-то? Что ему делать было - погладить его по голове? Хотя, если всерьез говорить, это только верхний срез, это ерунда все. Там все глубже, серьезнее. Не надо об этом, а то читатели «Вечернего Петербурга» плохо спать будут.
- Тогда я вас про события в Союзе кинематографистов спрошу. Что вы думаете о происходящем?
- Ничего не думаю. Я даже не знаю, что там происходит. Не понимаю, зачем вообще эта организация нужна. Я ведь был председателем Петербургского отделения союза, но это в 1990-м - тогда его надо было просто спасать от голода. С тех пор все изменилось. Я там уже лет десять не появлялся.
- Позвольте неоригинальный вопрос: какие у вас планы?
- Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
- Ну чего-то же вам хочется?
- Мне хочется, мне ой как хочется! Но это опять же не для читателей.
- Я про кино.
- Про кино не знаю пока.
Беседовала Алла БРУК
Фото Натальи ЧАЙКИ
Досье
Владимир Бортко - кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист России (2000), народный артист Украины (2003), кавалер ордена Почета (2006), академик «ТЭФИ» (2004), лауреат всесоюзных, всероссийских и международных кино- и телефестивалей.
Он - один из самых «разнохарактерных» режиссеров, любимый интеллектуальной публикой за поставленный по Михаилу Булгакову телефильм «Собачье сердце», за который получил Государственную премию России (1990) и Гран-при кинофестиваля в Перудже, а массовой аудиторией - за «Бандитский Петербург».
Владимир Бортко родился 7 мая 1946 года в Москве. В 1969 году поступил в Киевский институт театрального искусства. Окончив институт в 1974 году, работал ассистентом режиссера на Киностудии имени А. Довженко, а в 1980-м стал режиссером-постановщиком на киностудии «Ленфильм».
Известность пришла к Владимиру Бортко после комедийной ленты «Блондинка за углом», в которой главные роли сыграли Андрей Миронов и Татьяна Догилева.
В 1991 году на экраны вышла военная драма «Афганский излом», в которой снялся популярный в те годы в Советском Союзе итальянский актер Микеле Плачидо. После комедии «Удачи вам, господа...» (1991) и до поставленной в 1998 году драмы «Цирк сгорел, а клоуны разбежались» Бортко под псевдонимом Ян Худокормов снял несколько начальных серий телесериала «Улицы разбитых фонарей».
Новый век отмечен значительными телевизионными работами режиссера: «Бандитский Петербург», «Идиот» и «Мастер и Маргарита», собравшими рекордную телеаудиторию. Сейчас в кинотеатрах идет киноэпос Бортко «Тарас Бульба».
Важно: Правила перепоста материалов