Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

В Русском музее покажут туфли из микросхем и платья из фарфора

24 апреля в корпусе Бенуа открывается выставка «Картина. Стиль. Мода»

Если попытаться сформулировать идею выставки кратко, можно сказать: «Ожившие картины». Персонажи, изображенные на картинах, словно сошли с холстов и шагнули к нам, в третье измерение. Хотя, конечно, материализовались лишь их костюмы, парики, украшения, аксессуары. Подлинные вещи из Эрмитажа, Петергофа, Музея истории Санкт-Петербурга. Они на много лет пережили своих владельцев и волею судьбы попали в музеи. Вскоре эти драгоценные платья и камзолы, парики и туфли на высоких каблуках причудливой формы из собраний Эрмитажа, Петергофа, Музея истории Санкт-Петербурга во всем великолепии предстанут перед посетителями выставки.

Все начинается с эпохи Петра Первого, с коллекции его личных вещей, которых сохранилось довольно много, особенно в Эрмитаже и в Петергофе. Зрители, которые любят «подглядывать» за частной жизнью великих людей, смогут посмотреть не только на военные мундиры и парадные, шитые золотом кафтаны императора, но и на его домашний халат из бирюзового персидского шелка.

В коллекции Русского музея костюмов совсем немного. Один из интереснейших разделов - костюмы художников-конструктивистов 20-х годов, работы легендарных «амазонок авангарда» Варвары Степановой, Любови Поповой, Александры Экстер. Работы этих замечательных художниц, частично пропавшие, были воссозданы по эскизам в Германии в 80-е годы для выставки «Москва - Париж» и впоследствии подарены Русскому музею.

Корреспондент «Вечёрки» решила узнать подробности об интересной выставке заранее, чтобы наши читатели обо всем узнали первыми!

На дубовых дверях висит табличка «Вход воспрещен». За дверью, в анфиладе залов корпуса Бенуа, кипит работа - до открытия которой осталось несколько дней.

Прямо на полу, прислоненные к стенам выставочных залов, стоят картины знаменитых русских художников. В основном это портреты. Ведь портрет - это не только лицо, но и прическа, грим, костюм, украшения. А все вместе - портрет времени и отражающей его моды.

Здесь особенно много портретов красивых женщин - знаменитых и безвестных, которые многие помнят по выставкам «Портрет в России. XX век» и «Портрет жены художника».

Но даже среди множества портретов красавиц эта женщина притягивает взгляд. Кто же она? Алла Тарасова, знаменитая мхатовская актриса, запечатленная в 39-м году Александром Герасимовым. Тонкое лицо, благородная осанка, какая-то «старорежимная» для тридцатых годов белая шляпка с широкими полями, явно сшитое на заказ светлое платье из шелка... Сейчас таких женщин не встретишь в жизни, да и на экране не увидишь.

А вот эта небольшая картина Юрия Пименова «Первые модницы нового квартала» написана в 1961 году. По настроению - беспричинно радостному, светлому - она напоминает фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». На фоне новостроек, которые стали домом сотням тысяч лимитчиков, хлынувших после войны из деревень в Москву, бегут прямо по строительным трубам, три прелестные девушки в изящных туфельках и ярких пышных юбках. Быть может, торопятся на танцы или в кино. Вот и афиша с каким-то красавцем актером, лицо размыто, но, кажется, это Ален Делон.

«Осторожно!» - кричит кто-то, и я в последний момент успеваю увернуться от манекена, которого тащит под мышкой высокий парень, монтирующий выставку.

Иду за ним в зал, где царит новейшая эпоха, то есть наше время.

Здесь уже целая толпа манекенов. Пока они еще черные, но будут вручную раскрашены в самые разные цвета. Это обещает куратор современной части проекта «Картина. Стиль. Мода» Маргарита Костриц, представляющая отдел новейших течений искусства.

Платья, пальто, аксессуары из коллекции Отдела новейших течений Русского музея пока лежат прямо на полу, на листах плотной бумаги.

Вот знаменитое белое платье из множества квадратов разного размера, созданное Татьяной Парфеновой. До сих пор даже опытные коллеги, глядя на него, чешут в затылке, пытаясь понять: как это сделано? Ведь для того, чтобы собрать платье из такого количества крошечных деталей, нужно не только адское терпение, но и точный математический расчет. Рядом свернулся воздушный белый шарф, на котором, словно рисунок, вышивка - тонкое лицо Лидии Делекторской, которая много лет была преданным секретарем и музой великого Анри Матисса. Едва ли не каждая петербургская модница в середине 90-х считала своим долгом купить хотя бы один такой шарф с цитатами из живописи и графики Матисса, Пикассо, Ван Гога. И не зря - теперь это музейная вещь!

А вот несколько моделей Константина Гончарова - художника-модельера, который принадлежал к Новой академии изящных искусств Тимура Новикова. Его странные, какие-то декадентские и очень петербургские по стилю и по духу вещи носили в 90-е годы самые яркие персонажи петербургской богемы. Знаменитый «черный имидж» Виктора Цоя, придававший ему романтизм и загадочность, придумал Гончаров. Он несколько лет одевал группу «Кино». Если приглядеться к клипам, можно увидеть, что кармашки на черной рубашке Цоя - прозрачные, а внутри - оловянные солдатики.

На выставке рубашки Цоя нет, зато есть два коричневых «школьных» платья, похожих на форму воспитанниц Института благородных девиц, и бархатное пальто глубокого зеленого цвета того оттенка, который называют «болотным».

Прямая речь

- В выставке участвуют не только модельеры, профессионально занимающиеся созданием одежды, но и художники, в творчестве которых тема моды звучит совсем иначе. Один из них - Виталий Виноградов, который делает костюмы, обувь... из микросхем, - рассказывает Маргарита Костриц. - А вот платья, сделанные художницей Мариной Жуковой, которая участвовала в различных проектах нашего музея. Это платья из холстов, своеобразные платья-картины, арт-объекты. Подобный подход к теме моды характерен для многих современных художников, в особенности для европейских. Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин покажет на выставке купальник с портретом Владимира Маяковского, вышитым крестиком. Это купальник совершенно нефункциональный, это именно произведение искусства.

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх