Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Диана Вишнёва: не верится, что увижу новую сцену Мариинки

«Я думала, что получу две «Маски», а вот имею три», - призналась прима Мариинского театра журналистам. И все это - благодаря спектаклю-бенефису «Диана Вишнёва: красота в движении», удостоенному «Масок» за лучший балетный спектакль, за лучшую женскую роль в балетном спектакле, к тому же получившему приз критики. Вручала Диане награду великая Майя Плисецкая.

Впрочем, Диане Вишнёвой к наградам и званиям не привыкать: еще будучи начинающей артисткой, она получила премию «Божественная», но не заболела звездной болезнью - потому что любит не себя в искусстве, а искусство в себе.

Ей подвластен и классический балет, и современный - везде она выглядит органично. На недавно прошедшем фестивале балета «Dance Open» Диана Вишнёва и арт-директор Берлинской оперы Владимир Малахов показали номер «Краски Казимира» - на музыку Шостаковича, по мотивам Малевича. Наверное, станцевать «Черный квадрат» для артистов балета - примерно то же, что для драматического артиста сыграть телефонный справочник. Но Диана и Владимир доказали, что одушевить можно все, даже геометрию.

О международном и междугородном

- Вы живете одновременно в нескольких странах. Жителем какой страны, города себя ощущаете?

- Что я живу в нескольких странах - это неправда. Я живу в Петербурге практически все время, и все поездки, как правило, связаны с тем же Мариинским театром. Уезжаю только на два весенних месяца - к сожалению, в белые ночи, но потом все равно возвращаюсь и участвую в фестивале «Звезды белых ночей». Года три назад я действительно много времени проводила в Берлине, сейчас меньше. Так что я никогда не забывала ни своего зрителя, ни свой театр. Все, что я делаю там, я всегда показываю здесь. А то, что иногда уезжаю, - это естественный процесс для артиста моего уровня. И спектакль «Диана Вишнёва: красота в движении», получивший «Золотую маску», и наш с Володей Малаховым номер, который мы показали на «Dance Open», - результат того, что я выезжаю за рубеж, знакомств и связей, благодаря которым можно делать что-то новое.

- Сколько знаете иностранных языков?

- Английский - могу общаться. Это необходимо, поскольку работаю в Америке. В школе учила французский, и, когда приезжаю во Францию, через некоторое время начинаю понимать речь.

- Вы, петербургская балерина, неоднократно танцевали на сцене Большого театра. Противопоставление московской и петербургской школы - миф?

- Нет, оно существует, и это нормально. В Москве мужская школа сильнее, чем у нас, а в Петербурге - женская, движения корпуса, рук у нас гораздо пластичнее. Сейчас в Мариинке, мне кажется, гораздо больше современного репертуара, чем в Москве. И потом, труппа  театра зависит от индивидуальностей, которые в тот или иной момент ее представляют. Так что противопоставление есть, а нездоровой конкуренции нет - по крайней мере я ее не ощущаю.

О любви и дружбе на сцене и в жизни

- Балетные вообще дружат между собой?

- У меня есть в театре подруга, но это скорее подруга детства - мы вместе учились в Вагановском училище. Дружбы между солистами я не замечала - для дружбы все-таки нужно время, а в театре его нет.

- У вас есть друзья вне балетного мира?

- Конечно, и не только в Петербурге, они разбросаны по всему миру.

- Все-таки можно сказать, что балет - это замкнутый мир, в который не очень-то пускают чужих, или нельзя?

- Достаточно замкнутый - но не из высокомерия, а опять же от нехватки времени. И потом, все зависит от конкретного человека - живет он только балетом или готов открывать для себя и другие миры.

- А вы что любите помимо балета?

- Люблю драматический театр и кинематограф.

- В драматическом театре и в кино ходит много баек о том, как актеры, играющие любовь, друг друга терпеть не могли, и именно поэтому у них получалось хорошо. В балете, наверное, такое невозможно?..

- Я делаю все, чтобы не попадать в такие ситуации. Отношусь к выбору партнера очень строго. Каждый спектакль, каждый дуэт для меня - часть жизни. Не хочется ничего делать ради галочки - станцевала и забыла. Для меня важно, чтобы каждый раз это не просто приносило удовольствие, но и давало новый опыт. У меня даже, особенно раньше, бывали трения с руководством по этому поводу.

- Приходилось отказываться?

- Приходилось. Сейчас-то все уже знают, что я ни за что не буду танцевать с человеком, с которым не найду общего языка в работе. И дело совсем не в личной неприязни: предлагают партнера или очень молодого, или совсем незнакомого - понятно, что на подготовку в этом случае потребуется больше времени, а у меня его как раз и нет.

- Что для вас неприемлемо в мужчине?

- Плохое отношение к женщине, злобность, агрессивность... вообще очень много качеств, которые я не люблю... и которые люблю (смеется). А ценю я в первую очередь доброту, широту души.

О временном и современном

- Вы современный человек? Компьютером пользуетесь?

- Да. Не то что я фанат Интернета, но он очень помогает поддерживать связь с людьми, устанавливать новые контакты. Если не владеешь компьютером, чувствуешь себя обделенным.

- Машину водите аккуратно?

- Скорее нет, я - лихой водитель. Меня часто ругают: «Куда ты несешься, куда торопишься?» Но я всегда тороплюсь - дорога каждая минута...

- Как вы относитесь к строительству новой сцены Мариинки?

- Ой, думаю, в этой жизни я ее не увижу (смеется). Правда, Валерий Абисалович обещает, что она будет построена к 2011 году, но я... не верю. Хочется, чтобы это было что-то очень красивое, неординарное.

- А то, что современное здание вырастет в центре города, вас не смущает?

- Ну, это все же не совсем центр - не Невский же проспект. Конечно, мне жалко здание ДК им. Первой пятилетки, которое снесли. С другой стороны, хочется, чтобы в нашем городе появилась такая площадка. Я не очень большой поклонник современной архитектуры, но некоторые здания в Америке, в Германии мне очень нравятся.

- Балетную критику читаете? Как относитесь к не очень лестным отзывам?

- Самый строгий мой критик - это я. К критике нормально отношусь, если она без хамства. Критика должна подвигнуть зрителя прийти в театр, а то некоторые говорят только: «Сюда лучше не ходить, и туда тоже лучше не ходить».

- Создается впечатление, что вы предпочитаете одеваться элегантно, не в стиле casual...

- Мне кажется, у балерин особое отношение к одежде: сценический облик влияет и на облик вне сцены. У меня нет определенного стиля, раз и навсегда, я примеряю разные стили. Одно время одевалась экстравагантно, ярко. Сейчас предпочитаю спокойные тона или черный цвет. Но даже если это классика, люблю, чтобы покрой был оригинальный. Я смотрю не на марку как таковую, а на то, кто дизайнер этой марки. Из наших модельеров ценю Татьяну Парфенову: она следит за моим творчеством, а я - за ее.

- Платок с балеринами по вашему заказу сделали?

- Нет, это Hermes. Мне поклонники подарили.

- Поклонники приносят только радость - или неадекватные встречаются?

- Бывает. У меня бывало, что слишком подпускала к себе людей. Надо всегда понимать, что поклоннику нужен не ты сам, а твой образ.

- Есть такая игра: если бы вы были животным, каким бы животным вы были?

- Что-то кошачье... пантера. Сильным животным, волевым... и, наверное, во главе стаи.

Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Досье

Родилась в Ленинграде 13 июля 1976 года. В семье никто отношения к балету не имел. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 году (с третьей попытки) поступила в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре.

Еще будучи стажером, в 1995 году, танцует партию Китри в балете «Дон Кихот».

В 1995 году Диана окончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра.

В 1996 году официально становится солисткой Мариинки.

В сезоне 2002/03 года выступает с балетной труппой Берлинской оперы в качестве приглашенной звезды.

В 2002 году по опросу журнала «Dance Europe» Диану Вишнёву называют лучшей танцовщицей Европы.

24 мая 2005 года Диана получила статус примы-балерины (principal dancer) Американского театра балета (АВТ).

Награды:

1994 - золотая медаль и Гран-при Международного конкурса артистов балета в Лозанне;
1995 - премия «Божественная»;
1996 - приз «Бенуа де ля данс» за роль Китри в балете «Дон Кихот»;
1996 - «Золотой софит» за сольную партию в «Симфонии до мажор» Дж. Баланчина;
1998 - приз «Балтика» за лучший дуэт (Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов);
2000 - Государственная премия РФ за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада»;
2001 - «Золотая маска» за главную партию в балете «Рубины» Дж. Баланчина;
2003 - приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Королева танца»;
2007 - присуждено звание народной артистки Российской Федерации;
2009 - лауреат премии «Золотая маска».

↑ Наверх