Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

С точностью до наоборот

Официальные ответы чиновников соотносятся с действительностью весьма странным образом

Узнав от коллеги о потрясающих результатах ее похода в комитет по образованию, где ее успокоили относительно свободного доступа «новобранцев» в детские сады, я лично обрадовалась. Дело в том, что скоро нашей малышке три годика, самый подходящий возраст для приобщения к детскому коллективу. Однако все мамы, знакомые по детской площадке, на которой мы выгуливаем нашу девицу, в один голос убеждали нас, что в садик нашего ребенка нигде в Петербурге не возьмут. Не потому, что она из категории так называемых несадовских - с этим как раз все в порядке, - а в связи с тем, что мы попросту сглупили, не поставив нашу девочку на очередь вовремя.

- Ага, - злорадно обсуждали мы вечером на кухне, - завтра выйдем во двор и всем соседским мамам расскажем, что зря они нас пугали. Вот ведь в интервью черным по белому написано: проблем с местами в садиках нет, очередей - тоже.

И лишь мудрый дедушка предложил не гнать зря волну и для начала информацию проверить. Благо есть повод: редакцию наверняка заинтересует, как именно розовые чиновничьи мечты претворяются в жизнь одной отдельно взятой трехлетней девчушки.

Первый звонок - в родной Приморский район:

- Скажите, пожалуйста, могу ли я записать трехлетнюю девочку в садик?

- Ну разумеется! Приходите, пожалуйста, на заседание комиссии. Вы в какой садик на очередь документы подавали?

- Да мы, собственно, только собираемся, нам три годика будет только летом...

- Ну, о чем же вы раньше думали? Сейчас мест уже нет.

- Но как же так, нам обязательно нужно девочку в садик!

- А никак.

- Может быть, к концу лета лучше обратиться?

- Если вы сейчас подадите документы, ваша очередь подойдет как раз через год.

Первый телефонный диалог наш энтузиазм поубавил, но надежды все же не лишил. Мы и раньше знали, что проблемы с садиками в Приморском районе самые острые, и заранее рассчитывали, что ко времени «трудоустройства» нашей малышки переедем от родителей мужа в квартиру моей матери, в Выборгском районе. Там новостроек вроде бы поменьше, а садиков - побольше. Благо вокруг нашего дома на Северном проспекте мы насчитали аж четыре садика.

Что ж, звоним в администрацию Выборгского района и спрашиваем, можем ли мы рассчитывать на место в младшей группе самого обычного детского сада, называя при этом наш адрес и номера садиков, которые хотели бы назвать нашими.

- Можете, но только не сейчас, - отвечает нам по телефону женщина, представившаяся как Юлия Владимировна. - Группы и так переукомплектованы, то есть переполнены. Обращайтесь через год.

Тот же ответ нам дали в Калининском районе, в Московском... Всего в тот день мы обзвонили семь районов города. Во всех спальных районах мы слышали аналогичные отказы, в двух центральных - приглашения прийти и определиться с выбором садика на месте.

Несложное телефонное расследование, которое мы провели из чистого любопытства, дало весьма неутешительный результат: в каком бы районе города мы ни жили - за исключением двух-трех в центре, самых, кстати, неэкологичных, - в садик ребенка без очереди у нас брать отказывались.

Так что же, в официальном ответе в редакцию нам попросту соврали?

Нет, так категорично утверждать нельзя. Просто чиновничья правда в данном случае с нашей житейской оказалась несовместима. Если брать «температуру по больнице в целом», то есть отношение числа детей в очередях к количеству мест в садиках - пусть даже в пределах какого-то района, - ситуация действительно может выглядеть относительно благоприятной. Но попытка устроить конкретного ребенка в конкретный садик рядом с домом наверняка закончится примерно так же, как и у нас. Вам предложат обратиться через год или же дадут место где-нибудь у черта на куличках - в садике далеко от дома, возить в который ребенка в условиях нашей зимы и транспортной ситуации смерти подобно.

Так, в нашем Приморском районе моей соседке предложили выбор - садик, в который пришлось бы возить малышку к восьми утра двумя видами транспорта, в группу, в которой и без того более тридцати детей. Формально все правила вроде бы соблюдены - место для ребенка нашлось. На деле же ни одна здравомыслящая мама - если только она не в безвыходном положении - не станет так мучить ни малыша, ни себя.

Самоуспокоенность городских властей по этому поводу выглядит весьма странной. Ведь они должны понимать, что обязаны в своей работе с детьми руководствоваться нормативными документами, которые четко регламентируют работу всех детских учреждений, в том числе дошкольных. В данном случае это СанПиН 2.4.1.1249-03, в которых четко сказано: детские сады должны находиться в радиусе пешеходной доступности от жилых домов, в которых живут посещающие их дети. В городах - не дальше 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки - не дальше 500 м.

Кстати, с аналогичной ситуацией столкнулись и в Москве, причем гораздо раньше, чем в Петербурге. Там нашли нестандартный выход из ситуации: разрешили мамам организовывать «домашние» сады - группы пребывания на три - пять малышей, включая собственных. Мамам за это доплачивают из городской казны, сохраняя для них все социальные льготы как для обычных работающих граждан. В какой-то степени это помогло снять остроту проблемы. У нас же, похоже, чиновному аппарату не до инноваций. Главное - вовремя и качественно сочинить отписку.

Марина БУКИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх