Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Елена Комиссаренко:

Мне все сложнее вписываться в реальность

15 апреля - юбилей заслуженной артистки России, лауреата высшей петербургской театральной премии «Золотой cофит» Елены Комиссаренко. 

Более двадцати лет назад ученицу выдающегося педагога Зиновия Корогодского пригласил в труппу Театра имени Ленсовета уникальный режиссер, артист и тоже блистательный педагог Игорь Владимиров. Сегодня на ленсоветовской сцене она играет Набокова, Ибсена, Достоевского, Фейхтвангера.

О наболевшем

- Мне с каждым годом все сложнее вписываться в реальность жизни и уже даже и в реальность профессии. Мы живем в информационном обществе. А оно - не гуманистично. Меня же по-прежнему интересует Человек во всем его объеме. Для меня искусство - это попытка человека оправдаться перед Богом, объяснить ему, почему мы так поступаем, так живем. А через диалог с ним - самим себе. Ну и как же мне дальше - «быть или не быть» в профессии?

Вот только что в передаче «Школа злословия» была беседа с Сергеем Юрским. Я понимаю, что брюзжание «в наши годы трава была зеленее, а вода мокрее» может быть кому-то смешно. Но он говорил о страшных вещах, которые беспокоят и меня. Его претензия ко времени, к ситуации, к людям - огромна и мне абсолютно близка и понятна. Что такое сегодняшний человек в зрительном зале, к которому мы, как в клетку с тигром, выходим каждый вечер? У меня был недавно разговор с корреспондентами, и я сказала, что не понимаю, куда делась та публика, ради которой я когда-то пришла в профессию. И заметила - может быть, они все в Филармонии? И услышала в ответ: «Что вы! Там те же самые лица, что и в зале драматического театра, им тоже подавай шоу». По-моему, Юрский очень точно обозначил проблему.

***

- Сегодня драматический театр почти забыл (с надеждой говорю это слово - почти), что спектакль - это действо между зрителем и актерами. Зритель-потребитель, который пришел понаблюдать, как артисты на сцене выдрючиваются, не может создать спектакль. Я не оговорилась - я уверена, что спектакль создают артист и зритель совместно. Я замечаю сегодня катастрофическую для меня вещь - зрительный зал перестает отличать настоящую работу от подделки. Бывает, сил нет, эмоции притуплены, играешь на одном ремесле, а в другой день выдаешь мощь, силу и вроде как не стыдно за свою работу, - но реакция зала одинакова. Для зрителя нет разницы, вот в чем ужас! Это уже не публика, а всеядная клиентура какая-то (пусть простят меня истинные театралы)! А еще страшнее - критика перестала это различать. Сейчас из таких вещей делают событие, хвалят такое порой непотребство, при этом оголтело ругая «живое», что просто диву даешься. И получается, что только сам артист, если он еще как-то способен работать над собой, может дать самому себе подлинную оценку.

***

- Режиссеры тоже (особенно в кино и на ТВ) стали заниматься «сервисным обслуживанием» - и артистов, и зрителя. Драма и трагедия подменяются мелодрамой, комедия - «аншлаговой» буффонадой (и то слово громкое), этика подменяется этикетом, стиль - манерностью. Наши учителя - Корогодский, Владимиров - за такое просто гнали бы из профессии. Это считалось дурным тоном на театре. Как спасаться? Только мера собственной ответственности работает. Остались еще и на сцене такие люди. 

Конечно, такие люди остались и в зале - талантливые, профессиональные зрители. И есть надежда на совсем молодых - я вижу, что совсем юные уже отторгают этот мир бездумно веселящихся взрослых. Как они фильтруют всю окружающую их с детства белиберду? Думаю, что здесь уже генетические коды начинают работать, и работают они на спасение поколения. Так что надежда есть...

Подготовила Вера НИКОЛАЕВА

Фото Лены ЛИНОВОЙ

↑ Наверх