Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Строгановский дворец превращается в жемчужину

Русскому музею можно гордиться проделанной работой

Михайловский дворец и Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы, Летний дворец Петра I, Летний и Михайловский сады - все это Государственный Русский музей, крупнейшее в России собрание русского искусства - около 400 тысяч экспонатов.

На минувшей неделе музей собрал петербургских журналистов - чтобы вместе путешествовать по только что отреставрированным залам, чтобы узнать тайны музейных экспонатов, чтобы услышать из первых уст о том, что сделано и что еще предстоит сделать.

В зале Растрелли в Строгановском дворце для журналистов приготовили сюрприз - на старинных столиках были размещены старинные предметы. Причем такие, какие можно найти, роясь, к примеру, на заброшенном чердаке или копаясь в кладовой, двери которой не открывали по меньшей мере сотню-другую лет. Вот старинный мужской башмак, изрядно поношенный - восемнадцатого века обувь. Винные бутылки, обрывки записок, мундштуки. «Да, эти вещи мы нашли в строительном мусоре в межэтажных перекрытиях, - рассказывает Сергей Любимцев, директор филиала Русского музея - Строгановского дворца, - на чердаке. Старые вещи, которые никак не предназначались в музейные экспонаты, просто были выброшены, как мусор, и забыты». Время сделало экспонатом и разношенную обувь, и винную бутылку. А уж о старинной складной железной кровати и говорить нечего: возможно, она принадлежала главе дома Строгановых графу Александру Сергеевичу - члену Государственного совета, сенатору, благотворителю, коллекционеру, но предпочитавшему спать именно на такой складной кровати.

На одном из столиков - хрустальная шкатулка. Нет, это не находка из межэтажных перекрытий. Шкатулка скрывает находку - старинный карандаш, как бы мы теперь сказали, импортного производства. Его нашли в мусоре перекрытий Картинной галереи дворца. Галерею проектировал Андрей Воронихин. Как раз незадолго до этой работы он побывал в Италии. И почему бы не предположить, что оттуда архитектор привез столь нужный для работы, а в России не производящийся карандаш и... обронил его на работе.

Напомним, Строгановский дворец был передан Русскому музею в 1988 году, через два года были начаты капремонт, реконструкция и реставрация дворца. О масштабах и сложностях этой работы можно рассказывать бесконечно - предыдущие хозяева были не особо бережны к уникальному памятнику. К примеру, в прекрасный дубовый камин в одном из залов был втиснут несгораемый сейф, а когда музейщики пришли во дворец, они обнаружили жуткие протечки на всех этажах...

Сейчас в Строгановском отреставрированы все помещения трех этажей, в том числе парадной анфилады на втором этаже и выставочных помещений на первом общей площадью 1338 кв. метров. Уже можно полюбоваться Греческой комнатой, Залом с деревянным камином, Малым и Большим кабинетами графини Софьи Владимировны, Малым и Большим кабинетами графа Сергея Григорьевича, в стадии завершения вестибюль Растрелли...

Нежные звуки льющейся воды, капли, сверкающие на солнце, молочная теплая белизна мраморного фонтана - Зимний сад и Цветник Мраморного дворца встретили нас именно так: потоками света и струящейся воды. В 1936 году, когда Мраморный дворец было решено отдать под Музей В. И. Ленина, Зимний сад (архитектор Александр Брюллов) разорили, фонтан демонтировали, стены зашили деревом... Здесь, в этом помещении, долгие годы был склад подарков Ленину от трудящихся - макеты турбин и электростанций, модели машин и прочие дары.

Когда Русский музей принял решение о воссоздании Зимнего сада и Цветника, то стало ясно, что тот самый фонтан, который был здесь до рокового тридцать шестого года, утрачен безвозвратно, не осталось никаких свидетельств, которые могли бы помочь в его воссоздании. Приняли решение сделать копию знаменитого фонтана Катоцци - из Зимнего сада Эрмитажа, тоже созданного по проекту Александра Брюллова. И вот фонтан в виде трех чаш, украшенный четырьмя парами дельфинов, изливающих воду, вновь шепчет и журчит под сводами Мраморного дворца. Правда, фонтан создан не из цельного мрамора, а из так называемого композитного материала - мраморной крошки. Но, если бы нам об этом не сказали, мы бы даже и не догадались. Светильники в Зимнем саду тоже были утрачены, теперь его украшают копии торшеров из коллекции Русского музея.

Всего за 18 лет в Мраморном дворце отреставрировано 22 зала общей площадью 1250,28 кв. метра. В декабре откроется после реставрации Мраморный зал - там будут воссозданы палисандровые паркеты, вернутся из Аничкова дворца прекрасные светильники (а в Аничковом будут копии). Предстоит реставрация двенадцати залов Северной (Невской) анфилады второго этажа.

«Времена будут трудные», - говорит директор Русского музея Владимир Гусев. Только в 2009 году из первоначально заявленных 1 млрд. 700 млн. рублей музей получил из федерального бюджета лишь 751 млн. Грядет и дальнейшее сокращение бюджета, вся надежда на друзей музея - его благотворителей, которые продолжают помогать.

Галина АРТЕМЕНКО, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх