Горельефы конских голов восстановят
Одну голову перельют по сохранившемуся оригиналу, вторую воспроизведут по фотографиям
«Вечерний Петербург» с самого начала принимал активное участие в освещении происходивших с конскими головами метаморфоз, достойных символистского пера Андрея Белого. Они то пропадали с фасада ветеринарной станции Центрального района, то появлялись, то вместе, то по отдельности. Официальным лицам огромного труда стоило разобраться, что на самом деле произошло. Потом начался розыск, который пока ни к чему не привел.
А мы ратовали за восстановление артефактов петербургской культуры. Напомним, что лошадиная голова пропала с фасада ветеринарной станции на Коломенской улице еще в середине прошлого года.
Сохранившийся горельеф конской головы из пары, которая украшала ветстанцию, перевезли на предприятие «Монументскульптура». Там председатель Петербургского отделения Союза художников России и ректор Академического института живописи, скульптуры и архитектуры Альберт Чаркин лично займется восстановлением скульптурной группы. Имеющийся в наличии горельеф он воссоздаст по оригиналу, а утраченный - по старым фотографиям.
Задача очень сложная, исходя из того, что горельефы отличались друг от друга. На одном изваянии был изображен конь, который показывал десны, а на втором - лошадь плотно сжала губы. Да, именно так - конь и лошадь. Об этом вчера корреспонденту «Вечернего Петербурга» рассказали сотрудники ветеринарной станции. Оказывается, по голове специалист может отличить самца от самки. У лошадей, как у львов, - все дело в гриве. И украден с фасада ветстанции был именно конь.
Единственное, что успокаивает, - конские головы были все-таки не произведениями искусства, а лишь элементами декора. Они появились на фасаде тогда еще ямской станции примерно в то же время, когда Аничков мост был украшен шедеврами Клодта. Но это не Клодт. Просто в позапрошлом веке в Петербурге было очень много конюшен. И если сейчас собственники склонны строить себе уродливые стеклопакетные конструкции, то тогда у людей был вкус и они стремились украшать как жилые, так и служебные постройки.
Поэтому элементы уличных украшений пользовались спросом, особенно если несли в себе функциональные качества, например символизировали род занятий людей, работающих за декорированной стеной. Если мастерская делала дверные замки, то именно замок украшал ее с внешней стороны. Понятно, что ни одна конюшня, ни одна ямская станция не обходились без подков или без конских голов. А поскольку, как мы уже сказали, в те времена у людей был вкус, то они не могли себе позволить лепить элементы декора по трафарету, как это делается сейчас, а ко всему подходили творчески. У симметричной природы не найдешь двух одинаковых половинок дубового листа. Поэтому и фасад был симметрично украшен отличающимися друг от друга конскими головами. И спустя сто лет они притягивали к себе взгляды всех, за исключением специалистов КГИОП, которые даже не знали об их существовании. А нормальные люди, когда им говорили про центральную ветстанцию, сразу вспоминали о конских головах. Ну производили они впечатление! И кто-то впечатлился так, что украл один горельеф.
Кстати, как рассказал корреспонденту «ВП» старейший сотрудник ветстанции заслуженный ветврач России Анатолий Никифоров, он помнит, что пропала голова в выходные. Тогда неподалеку от клиники работала бригада «Водоканала» - рабочие загоняли в землю длиннейшие трубы. В течение долгого времени на Коломенской улице стояла спецтехника, а место «раскопок» было огорожено забором. И, как рассказывает Анатолий Захарович, в пятницу они еще работали: «В понедельник я, как обычно, шел на работу. Отметил, что ни техники, ни ограждений нет. Нет и конской головы».
Местный участковый, который занимался ее розыском, рассказывал «Вечернему Петербургу», как в ночь с субботы на воскресенье какие-то люди в рабочей одежде крутились вокруг грузовой «Газели», стоявшей прямо под конскими головами. Но выйти на их след милиционеру не удалось.
Оставшуюся голову тогда спрятали от греха подальше. И встал вопрос о восстановлении - в городском Управлении ветеринарии решили, что все должно стать, как раньше. Поэтому вышли на художников, и Альберт Чаркин предложил свои услуги.
Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов