Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

У жителей высоток нет шансов спастись при пожаре

Из-за своих грунтов Петербург никогда не станет городом небоскребов. Но и на болотах растут высотки - в 20, 25, 50 этажей. То ли еще будет - в Купчине появились дома 150-метровой высоты! А на территории комплекса «Балтийская жемчужина» собираются построить 188-метровый торговый комплекс. Такие же гиганты спроектированы и на намывных территориях Васильевского острова. Тянуть свои здания ввысь застройщиков побуждает выгода. Больше площадей - больше денег. Но чем выше объект, тем должно быть больше ответственности у всех, кто его строит и эксплуатирует. Наводнение, конечно, обитателям «седьмых небес» не грозит. А вот пожар...

Если в небоскребе что-то загорелось, то пожарные не всегда смогут помочь. Не спасут ни длинные лестницы, ни вертолеты. Все зависит от проекта здания, от того, как его содержит управляющая компания, от организованности жителей и их личной экипировки в виде персональных средств спасения. Причем в небоскребах она должна продаваться вместе с квартирой. Но не продается. Как, впрочем, и конструкции, и оборудование зачастую не соответствуют элементарным противопожарным требованиям. А надзорные ведомства МЧС практически выведены из системы контроля за строительством и эксплуатацией объектов. Впрочем, обо всем по порядку.

Развенчание мифов

Когда мы представляем себе пожар в жилом доме или офисном центре, на ум сразу же приходят: батут, на который можно спрыгнуть, лестницы, по которым можно выбраться из окна, пожарный вертолет, который все потушит и всех спасет. Увы, это мифотворчество. Развенчиваем.

Миф первый. О батуте - растянутой над землей ткани, которую держат несколько человек и на которую можно спрыгнуть.

Чтобы удержать полотно, на которое предполагаемый погорелец сигает с высоты третьего этажа, его должны растягивать 12 человек. И то не исключено, что у бедолаги будут сломаны ноги. Прыжок с высоты 6-го этажа увеличивает количество «спасателей». И даже не вдвое. Там уже геометрическая прогрессия.

Миф второй. О лестнице, которая, если есть в наличии, дотянется до любого этажа.

Это, конечно, вариант. Но лестницы эффективны для невысоких домов. С небоскребами все сложнее. Когда в Петербурге не было высоких подъемных устройств, пожарные о них мечтали. Сейчас в Северной столице есть лишь две 76-метровые автомеханические модульные лестницы, способные дотянуться до 25-го этажа. И теперь пожарные понимают, что это не панацея. Во-первых, габариты базового автомобиля могут не позволить подобраться к месту ЧП через заставленные припаркованными автомобилями (потому что городские власти десятилетиями не занимались организацией нормальных автостоянок) узкие петербургские дворы, которые, кстати, бывают вообще закрыты. Во-вторых, 76 метров - это очень много. И лестницы такой высоты очень отдаленно напоминают лестницы. Это телескопическая система, имеющая огромную массу. Поставить ее можно не на все грунты. Также, несмотря на то что центр тяжести там рассчитан с максимальной точностью, выдвигать модули можно только при определенной силе ветра, иначе конструкция может просто завалиться. Во всей Европе только три таких подъемных устройства, потому что при спасении людей профессионалы ставку на них не делают.

Может быть, тогда стоит рассчитывать на вертолеты? Но это еще один миф. Дело в том, что любой процесс горения сопровождают конвективные потоки. И вертолет никогда не полетит над горящим зданием. Потому что упадет. А зависнуть над пожаром, чтобы, например, подобрать людей, вообще нереально. Как рассказал корреспонденту «ВП» заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Петербургу Андрей Плыгун, огнеборцы мечтают о вертолете, но о специальном пожарном «К-32», который может летать вокруг горящего здания и с расстояния как минимум 30 метров по горизонтали мощной направленной струей заливать через окна охваченные огнем помещения. Любое другое применение винтокрылых машин невозможно. Ну разве что вывозить уже вызволенных из огня погорельцев.

Каждому жильцу - персональный огнетушитель

Основная ставка при спасении людей из горящего дома делается на техническое решение самого здания. И именно поэтому в состав ГУ МЧС России по Петербургу входит такое ведомство, как Управление государственного пожарного надзора, которое следит, чтобы строители и эксплуатирующие организации соблюдали правила пожарной безопасности. Правильно спроектированное и грамотно обслуживающееся здание оставляет пути к спасению людей при любом бедствии. Это касается не только высоток. Но к последним и требования выше.

Пожарная сигнализация, автоматические средства пожаротушения, огнетушители, пожарные краны должны быть на каждом этаже в большом количестве и обязательно внутри квартир. Кроме того, в небоскребах должны быть как минимум две незадымляемые лестницы с разными вариантами попадания на них с лестничных клеток, а также с различными вариантами выхода на улицу, крышу и на безопасные этажи. Обязательно должны быть лифты с автономными источниками питания и, опять же, с разными вариантами входа в них. Шахты, двери, перегородки должны быть противопожарными. Все это не только пути эвакуации, но и возможность безопасного доступа пожарных и спасателей к месту возгорания.

Мебель и интерьер должны изготовляться из специальных материалов. На фасадах должны быть специальные спасательные кабинки. А по-хорошему при каждом небоскребе должны быть собственные пожарные части. По словам Андрея Плыгуна, ГУ МЧС планирует создать такую пожчасть при «Охта центре».

Кроме всего прочего, высотки должны быть оснащены средствами индивидуальной защиты людей. Это колпаки от дыма, позволяющие человеку через задымленную лестничную клетку добраться до эвакуационных выходов, а также так называемые самоспасы - комплекты, позволяющие спуститься из окна горящей квартиры. И все это должно продаваться вместе с квартирой. И не единица на определенную площадь, а на количество жильцов. Кроме того, люди должны уметь всем этим пользоваться и знать способы эвакуации до того, как произошел пожар.

Все это в полной мере относится как к жилым, так и к административным зданиям.

Пожарные теперь не при делах

Но, к сожалению, пока это утопия. Как рассказал нам Андрей Плыгун, с 2007 года пожарные уже не решают - можно жить людям в конкретном доме или нет.

- Мы можем присутствовать в комиссии, которая принимает здание. Но подпись пожарного инспектора уже не имеет силы. Вся ответственность на Госстройнадзоре (а мы все слышали, что внутри этой организации развивается коррупционный скандал. - авт.). Да и после ввода в эксплуатацию мы можем инициировать проверку только через 5 лет. А потом через суд добиваться исправления нарушений, что не всегда удается. А бывают совершенно циничные случаи. При сдаче дома комиссии все требования соблюдены и дом оборудован всеми необходимыми системами. А через полгода приходишь - и нет ничего. Застройщик решил сэкономить и все демонтировал, чтобы перевезти на другой объект. О каких «самоспасах» тут можно говорить? - сетует г-н Плыгун.

Но бывает, что люди сами лишают себя возможности спастись - разбирают или просто разбивают сигнализации, сдают в металлолом пожарные краны, перегораживают лестничные клетки, чтобы было куда поставить лишний шкафчик или складировать ненужный в ежедневном обиходе хлам. По словам Андрея Плыгуна, это вообще отдельная история: «Приезжаем на пожар. Горит одна квартира. До земли высоко, а лестницу не поставить. Лестничная клетка, где вместе с горящей расположены еще две квартиры, перегорожена металлической дверью. Уже давно бы жильцы выскочили и спустились на улицу. Но к двери не подобраться и до нее не дотронуться. Пока наши бойцы режут дверь, жильцы одной квартиры сгорают, а в двух других задыхаются от дыма».

За всем этим должна следить эксплуатирующая организация - ТСЖ, ГСК или ЖКС. Уважаемые читатели, кто-либо из их представителей когда-нибудь рассказывал вам о пожарной безопасности?

Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

Между тем

В процессе подготовки этой статьи корреспондент «ВП» пытался выяснить, сколько в Петербурге высоток. Ведь это крайне важно, в том числе и в плане обеспечения противопожарной безопасности. Но ни одно городское или федеральное ведомство (а мы обращались в комитет по градостроительству и архитектуре, в комитет по строительству, в то же ГУ МЧС по Петербургу) не ведет подобной статистики. На все наши вопросы здесь отвечали просто: «А зачем?»

↑ Наверх