Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 15 января 2025

Вдруг вернется?

В Театре «На Литейном» полным ходом идут репетиции спектакля «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Премьера назначена на 9 мая

Эта история не только про войну, хотя и про нее тоже, но больше все-таки эта история - про любовь, одиночество, терпение, Россию и, главное, веру. Веру, которую на протяжении всей жизни сохранили главные героини спектакля - три одинокие старухи, живущие в заброшенной деревне.

На сцене среди разбросанных ведер стоит одинокая деревенская изба, где помирает старуха Марья. Издалека, кряхтя и пыхтя, ибо тащат они не что иное, как деревянный гроб, появляются две ее подруги - Прасковья и Серафима. Заботливо уложив Машу в гроб и простившись с ней, так как Маруся вроде померла, старушки уходят помянуть приятельницу. Но наутро начинается самое интересное! Покойница ожила. Как оказалось, перед смертью Марье явился муж и сказал, что мужики их не погибли на войне, а возвращаются с фронта и что пора им, бабам, надеть свои лучшие наряды и бежать на станцию встречать их. Закадычное трио отправляется в путь.

Так начинается спектакль «Марьино поле» в постановке режиссера Галины Ждановой, для которой он станет дебютом на профессиональной сцене.

«Пьеса понравилась мне сразу. Но в процессе работы над спектаклем ушло все, что лежало на поверхности, - стала понятна суть этой истории, - говорит Галина. - И чем дальше мы работаем, чем больше вычищаем и проверяем какие-то моменты, тем больше мы понимаем, что наш спектакль про любовь! Про русскую бабу! Я не люблю формулировать эмоцию словами, но... я довольна процессом, мне нравится то, что происходит на сцене, а что получится в итоге - увидим на премьере...»

Актрисы, исполняющие роли столетних старух, в процессе репетиции придумывают множество подробностей существования своих героинь. Вот Прасковья Ирины Лебедевой любуется собой, как в зеркале, в алюминиевой ложке; скукожившись, шамкает сухари беззубым ртом Прасковья Полины Борискиной. А вот уже горят молодым задором потухшие прежде глаза суровой и хмурой Серафимы Веры Миловской; и подкрашивает губы свеклой перед встречей с мужиками недоверчивая Серафима Ирины Кушнир. На роли Серафимы и Прасковьи назначены четыре исполнительницы, и каждая из них привносит в роль свои черты характера.

Роль Маши Ивановой досталась Елене Ложкиной - смешной и трагической одновременно. Ее Маша - самостоятельная и упрямая настолько, что даже в гроб постарается улечься сама, благо материал пьесы позволяет это. В пьесе много юмора и иронии. Актриса говорит: «Это потрясающая пьеса, балансирующая на грани были и небыли. Пьеса о вере, памяти, о том, что нельзя забывать».

В пьесе есть еще один персонаж - корова Машка, которую в спектакле играют молодые актрисы театра. В белых длинных сорочках, с косами-хвостами до пят и с колокольчиком на шее сопровождают они главных героинь, наблюдая за ними и оберегая их. Ася Ширшина, одна из исполнительниц роли Коровы, рассказывает: «Это не корова в прямом смысле, это душа коровы. А корова - это и кормилица, и тоже - баба. Мне кажется, что спектакль «Марьино поле» - о России. А Россия - она моя, женского рода».

С утра до позднего вечера продолжаются репетиции, дошиваются костюмы, проверяется свет, подбирается нужная музыка, разучиваются песни. Залихватски выводят актрисы «Широка страна моя родная!», игриво напевают «Шаланды, полные кефали...», задумчиво поют «Темную ночь»... И вся история страны, вся женская боль и тоска, и надежда, и любовь, и вера сосредоточены в этом спектакле. И так хочется верить, что «вдруг вернется! Вдруг живой Федька? А?».

Вдруг и вправду по радио скажут: «От Советского информбюро: «Дорогие матери, жены, дочери, сестры, любимые! Все ваши мужья живы... и возвращаются домой...»

Ирина ЗАВГОРОДНЯЯ

↑ Наверх