Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

19 молодых режиссеров

заявили о своем существовании городу и миру

C 24 по 30 апреля на Малой сцене Театра им. Ленсовета прошло событие,  настолько же для Петербурга нетипичное - дерзкое, насколько и значительное. С разной степенью убедительности и таланта граду и миру заявили о своем существовании 19 молодых театральных режиссеров, выпустив 19 сценических эскизов по современным пьесам. Проект в целом именовался Театральная молодежная режиссерская лаборатория On.Театр.

Статистика как стимул

Из всех режиссеров, окончивших театральные вузы в Петербурге и Москве с 2006 по 2008 год, только 5 процентов оказались трудоустроены в театрах страны. И только три режиссера с дипломами нашей Театральной академии поставили спектакли в городских театрах. Печальную статистику сначала обнаружила, а потом обнародовала Милена Авимская, начинающий продюсер, аспирантка кафедры менеджмента сценических искусств Российской академии театрального искусства (Москва).

Один в поле не воин, но лиха беда начало: решив предоставить слово всем желающим дипломированным режиссерам Петербурга не старше 35 лет, Милена нашла поддержку в лице председателя комитета по культуре Антона Губанкова и руководства Театра им. Ленсовета. Режиссеры же собрались на клич Дмитрия Егорова, подающего надежды режиссера и драматурга (литературный псевдоним Данила Привалов).

Дальнейшее звучит как сказка, но в это пришлось поверить. Оргкомитет Лаборатории создал список рекомендуемых пьес из наиболее показательных драматургических текстов последних лет, режиссеры выбрали те, что приглянулись. Комитет по культуре предоставил средства в размере миллиона рублей на орграсходы и последующее доведение до кондиции наиболее удачных эскизов - режиссеры и актеры работали бесплатно, на имя и репутацию. 20 репетиций и показ на публике (за билет денег тоже не брали, и приблизительно треть потенциальных зрителей перед каждым показом оставалась за порогом Малой ленсоветовской сцены: зал трещал по швам) - вот все, что обеспечили организаторы участникам, не считая обсуждений каждого эскиза авторитетным экспертным советом. Уже со второго дня не только благодарной публике, состоящей в основном из театральной молодежи, но и маститым экспертам стало очевидно, что собрались не зря.

Эйфория

Ей было отчего появиться. Не сказать, чтобы театральный Петербург оказался в последнее время обделен мастерами сцены. А «Золотых масок» ему в этом (уже далеко не первом) году досталось значительно больше, чем гордой Москве. Но отсутствие молодой крови, особенно в драматическом театре (тут молодым режиссером до сих пор считается Андрей Могучий, который скоро разменяет шестой десяток), круглый год навевает осеннюю тоску. Затхлостью и гнилью тянет то от одного, то от другого основательного стационара не только во дни премьер, но и в связи с неприятными интригами. Старики, возглавляющие большинство городских театров, давно не рвутся в бой за искусство. Естественное, здоровое желание увидеть, «кто сменит меня, кто в атаку пойдет», им агрессивно чуждо. Из тех, кто мог заступить на их место, они кого-то выжили за пределы города, кого-то незаметно придушили, не отходя от кассы.

Да не обидятся на меня Валерий Фокин, Лев Додин и Темур Чхеидзе, которых к душителям молодых, разумеется, не причислишь, но даже они (что уж об остальных говорить) не были замечены в толпе зрителей, где в разные дни появились - вот ведь курьез - вице-губернатор Алла Манилова, Антон Губанков, Наталья Пахомова (возглавляющая театральный отдел комитета по культуре).

Не сказать, чтобы все эскизы имели одинаковую перспективу дорасти до полноценных спектаклей, но четырнадцати из них заслуженно дан такой шанс. И что уж совсем удивительно, немедленно нашлось место для репертуарной деятельности Лаборатории: как выяснилось, одно из пустующих помещений театра вполне подходит для создания удобного игрового пространства и зала на 80 мест, который откроется к сентябрю. Фактически это означает появление в городе открытой площадки, которая будет холить и пестовать новое поколение режиссеров.

Кроме эйфории

С одной стороны, молодые режиссеры (что забавно, на две трети - девушки) - внешне, гуртом, скопом - излучали сокрушительное обаяние. С другой - не так уж редко во время показов мучительно недоставало личного, индивидуального режиссерского голоса, послания к человеку, который сидит в зале.

Подлинно театральный текст, беспокойный, задевающий за живое, явно возник в спектаклях «Записки провинциального врача» Андрея Корионова, «Глиняная яма» Андрея Никитинских, «Галка Моталко» Марии Романовой, «Бедные люди, блин» Дениса Шибаева, «Прекрасное далеко» Ксении Митрофановой, «Полковник-птица» Валентина Люненко, «Dawn-way. Дорога вниз без остановок» Юрия Кострова.

8 удач из 19 показов - не так и мало, но тут же, рядом, у столь же молодых людей проявлялось странное - как порочность в детсадовцах - стремление создать нечто в угоду публике, условно-коммерческое, безусловно вульгарное. И второе удручающее обстоятельство - эстетическое невежество неофитов от режиссуры, незнание ими современных театральных текстов и контекста. С другой стороны, вполне возможно, что этакое блаженное неведение есть проявление внутреннего протеста молодых и дипломированных против собственного сиротства и неприкаянности, ситуации, когда некуда пойти в родном городе, некуда приложить свои молодые силы и мысли. Теперь такое место есть. У них, начинающих режиссеров. И у нас - тех зрителей, что решительно не готовы более довольствоваться сценическим масскультом.

Жанна ЗАРЕЦКАЯ

Прямая речь

В Петербурге активные творческие процессы заглохли

Дмитрий Егоров, драматург, режиссер, член комитета экспертного совета Лаборатории, один из ее инициаторов, поделился с корреспондентом «Вечёрки» Викторией Аминовой своими взглядами на проблемы театрального Петербурга.

- Каковы цели вашей Лаборатории?

- В последнее время я мало бывал в Питере, ставил спектакли в других городах и хорошо узнал российский театральный контекст. Когда я отстраненно посмотрел на то, что происходит в петербургских театрах, то мне показалось, что у нас в городе активные творческие театральные процессы заглохли. В половине театров сидят художественные руководители, которые привлекают в театры только массового зрителя, а не театральную публику. Спектакли зачастую не отличаются от сериалов. Молодым же режиссерам после окончания Театральной академии просто некуда пойти, они могут ставить только «елки» или моноспектакли на пятидесятилетних актрис. У людей нет возможности реализоваться. В Москве ситуация не так безнадежна, там молодой режиссер может взять какую-нибудь современную пьесу и прийти в театр «Doc», подать заявку и, может быть, поставить спектакль, а в Питере такой возможности нет. И задача Лаборатории дать шанс молодым режиссерам реализовать себя и самим посмотреть на них. Вдруг мы не знаем, какие у нас есть таланты, вдруг кто-то не смог раскрыться во время учебы, но прошло несколько лет, человека побила жизнь, и он стал ставить интересные спектакли.

- Те эскизы, которые будут признаны лучшими, имеют шанс стать спектаклями?

- Конечно. А для чего иначе это все делать?

- Почему молодым режиссерам было предложено поставить эскиз только по пьесе «новой драмы»?

- «Новая драма» - это узкое движение, родившееся в Москве, а у нас был список из 30 пьес современной драматургии. Мы это сделали потому, что оценивать режиссеров - одного по пьесе Чехова, а другого по пьесе Дурненкова - было бы сложно. И потому, что через Петербург в силу его театрального консерватизма не прошел целый пласт современной драматургии, ее попросту не знают.

Мы надеемся, что наша Лаборатория станет ежегодной и мы сможем привлечь внимание к молодым режиссерам.

↑ Наверх