Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Горючее для Победы

Лилия Татаева рассказала «Вечернему Петербургу» о работе топливного склада в годы войны

О блокадном Ленинграде, о военных операциях на Ленинградском фронте писали очень много. Но столько еще осталось неизвестных страниц в этой истории! Про Дорогу жизни, про продовольствие, которое по ней везли, и про людей, которых эвакуировали из голодного кольца, более или менее знают все. Знают, что жалкие крохи хлеба, крупы были манной небесной для поголовно больных дистрофией ленинградцев. Но мало кто задумывался о тех людях, которые дарили жизнь технике блокадного города, фронту, о тех, кто долгих 900 дней обеспечивал топливом невские заводы и войска Ленинградского фронта и всех ленинградцев, которые пользовались коптилками и керосинками.

Что хорошо работает, то не замечают

Этот вопрос привлек к себе внимание исследователей не так давно - лет 20 назад. И то изучает его пока только один человек - начальник архива Ленинградского военного округа Мирхат Мусин. До этого он и не помышлял о карьере историка, тему подсказала Лилия Татаева, дочь Ивана Татаева, начальника склада ГСМ № 910, дислоцировавшегося до войны в Выборге, а потом вывезенного в Череповец. Ей в начале войны было всего 6 лет, но она все досконально помнит. Ее отец и его соратники обеспечивали боеспособность техники, их героический труд имел важнейшее значение для прорыва и снятия блокады.

- Лилия Ивановна, вы наверняка задумывались, почему этой теме исследователи уделяли так мало внимания...

- Задумывалась и до сих пор об этом думаю. И мне приходит в голову только одна мысль, которую подсказывает мой жизненный опыт. То, что хорошо работает, не замечают. Научить бы этому правилу наших чиновников... Просто мой отец считал, что, делая какое-либо дело, надо предупреждать нужды тех, кто от тебя зависит. Налаженная система снабжения горючим полностью себя оправдала. А на их обеспечении ежедневно находились 4000 машин, 150 тракторов Дороги жизни. Техника ездила, самолеты летали. Так и остались «керосинщики-бензинщики» безвестными. И до поры до времени мало кто задумывался, какими усилиями достигался такой результат.

Как фирма «Шелл» помогла блокадному Ленинграду

- И какими?

- Этот склад стоял в Выборге и раньше принадлежал финнам. Оттуда горючим снабжались еще не советские Териоки (Зеленогорск) и города, расположенные на территории нынешней Финляндии. После русско-финской войны склад  достался нам. Заминированным. Разминировали, заполнили резервуары горючим. Когда немцы окружали Ленинград, мой отец вывез весь склад вместе с бензином в Череповец. И оттуда снабжался Ленинград, Ленинградский, Тихвинский, Волховский, а потом и Карельский фронты. Там заправлялась вся техника, которая направлялась тыловыми предприятиями в войска.

- А каким образом снабжался Ленинград?

- Это очень интересная история. Дело в том, что финны переправляли нефть по дну Финского залива по трубопроводу фирмы «Шелл». Нам, когда склад ГСМ стал советским, этот трубопровод был без надобности. Но разрушать его не стали. Он был модульным. Поэтому в 1940 году его размонтировали, высушили, смазали и он стал храниться на складе ГСМ. И вместе с горючим его эвакуировали в Череповец. И он пригодился, когда встал вопрос о доставке горючего в блокадный Ленинград.

Инженеры тогда обсуждали разные варианты. Первый начальник Дороги жизни Алексей Гуторов предложил провести по дну трубы. Начали думать, вспомнили про финскую систему. Все модули из Череповца переправили в Ленинград. И на их основе была разработана отечественная модель трубопровода для Ладожского озера. А монтировали его 12 человек под руководством майора Афанасия Мордасова, который был начальником трубопровода.

Я помню Выборг и Череповец

- В начале войны вам было шесть лет. Вы так все хорошо запомнили или изучали уже в мирное время?

- Можно я отвечу своими стихами?

- Конечно...

Ребенок помнит все до мелочей,
Когда от страха сердце замирает.
Глазами видит он и все запоминает.
И помнит все до мелочей...

... Я помню Выборг.
Девятьсот десятый склад.
Эвакуируют... Фронты снабжают...
И мой отец всем этим заправляет...

Вы знаете, даже Мирхат Мусин иногда ко мне приходит. Однажды показал фотографию. На ней мой отец и его сослуживцы с 910-го склада. Говорит, Лилия Ивановна, все архивы перерыл, не могу найти, кто эти люди. И я ему всех назвала. Имена, фамилии, отчества.

- А как вы жили в Череповце?

- Голодно. Конечно, не так, как в Ленинграде. Но могу сказать, что рядом был лагерь военнопленных. Так вот они лучше питались. У них были сухое молоко, галеты. Они угощали нас, детей.

А склад отец превратил в земляной городок. Емкости зарывались в землю. Жили в землянках. Время от времени резервуары и жилье переносились с места на место. И все постоянно было накрыто маскировочной сеткой.

Бомбили, но не попадали

- А немцы бомбили Череповец?

- Бомбили. Самолеты постоянно летали вокруг. Немцы знали про склад и искали его. Но ни один снаряд так в нас и не попал.

- Почему? Как я понимаю, склад был одним из самых серьезных стратегических объектов.

- Есть две версии. Первая - лагерь военнопленных. Ведь там содержались высшие военные чины вермахта, их инженеры, которые строили Череповецкий порт. Мы предполагали, что они боялись попасть в лагерь. А может быть, сыграли роль конспирация и маскировка. Немцы даже не представляли объемы горючего, которое проходило через 910-й склад ГСМ. Да и сейчас мало кто знает, какую роль склад сыграл для прорыва блокады и какую роль сыграл для этого мой отец.

- И какую?

- Когда советские войска шли на прорыв, немцы не брали во внимание Карельский фронт. Его техника была без горючего и боеприпасов. Он не представлял угрозы. Но в начале 1943 года из штаба Карельского фронта в Череповец прибыли офицеры. Они требовали горючее. Говорят, что один даже грозил отцу пистолетом. Но тот не мог ничего сделать без одобрения Ставки. Послали запрос в Москву. Ждали три дня. Не дождались. И мой отец, Иван Татаев, прекрасно понимая, чем может ему грозить это решение, отдал подчиненным приказ грузить топливо.

Я сама видела, как все происходило. Не было бензовозов, ничего не было. Пригнали танки. И проволокой прикручивали к ним баки с горючим. Так и транспортировали. После этого Карельский фронт пошел в наступление. Немцы удивились и стянули к точке удара большие силы. Боеприпасов у подразделений Карельского фронта так и не было... Но это дало небольшую передышку войскам Ленинградского фронта, отвлекло от них внимание немцев. И блокада была прорвана. Потом было снятие блокады. Победа.

- Склад вернулся в Выборг?

- Да. Немцы бежали сломя голову. Они тоже использовали выборгские резервуары для хранения ГСМ, но не успели вывезти горючее. И заминировали территорию. Топлива было столько, что при малейшей детонации от Выборга ничего не осталось бы. Но мы обезвредили склад. И наладили работу заново. Уже в мирное время.

Подготовил Михаил ТЕЛЕХОВ

↑ Наверх