Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Скрипка Якоба Штайнера

обнаружилась в бабушкином сундуке

— После смерти моей бабушки разбираем сундук, смотрим — а там скрипка. Что с ней делать? Я не предполагал, что она является чем-то таким. Посоветовали показать эксперту, и тут мне раскрыли на нее глаза. Вот, в общем-то, и все, — немного смущенно делится владелец инструмента Дмитрий Дунин.

Принадлежала скрипка прабабушке Дмитрия, некоей Ксении. Она была из семьи чиновника высокого ранга, в чей круг общения входило много аристократов. Как-то ему подарили скрипку и рассказали, что это инструмент работы Штайнера, еще с екатерининских времен «жившего» в Петербурге.

После революции родители переправили Ксению в деревню Плаксино Новгородской губернии. По семейной легенде, чтобы уберечь девушку от гибели, ее насильно выдали замуж за простого крестьянина, передав ей перед этим часть фамильных ценностей и старинную скрипку.

Скрипка пережила войну. В 50-х годах ее возили в Ленинград, чтобы отреставрировать и показать музыкантам, но отчего-то она не вызвала большого ажиотажа. А сейчас удалось атрибутировать инструмент — он сделан немецким мастером XVII века Якобом Штайнером.

Владимир Кошелёв, эксперт, атрибутировавший скрипку, рассказал:

— Якоб Штайнер был мастером фантастическим, его ничуть не заслоняют фигуры Страдивари, Гварнери или Амати. Подробностей о его жизни очень мало. Но факт в том, что уроженец маленькой тирольской деревушки из семьи каменщиков стал основателем новой школы. Высокие своды скрипки, особенное распределение толщин деки и дна, особый, «немецкий» абрис эфов — это все приметы работы Штайнера. Есть, конечно, и другие особенности, заметные экспертам.

Из газет XVIII и XIX веков мы знаем, что инструменты Штайнера ходили по Петербургу, причем ценились выше, чем итальянские скрипки, которые можно было купить примерно за 250 рублей. За скрипку Штайнера надо было отдать около 800 рублей — огромные деньги.

Впоследствии инструменты Штайнера стали менее высоко цениться — их стали воспринимать как более камерные, отдавая предпочтение симфоническим скрипкам.

Сейчас подлинные инструменты мастера - огромная редкость. Когда в Вене в 2003 году проводили выставку Штайнера, по всему миру удалось найти всего 18 инструментов. Тем более удивительно обрести сейчас эту драгоценность.

— Я боялся, что скрипка может не звучать, — продолжил Владимир Кошелёв. — скрипачи ведь народ откровенный, если с инструментом им будет сложно, они так и скажут, невзирая на то, Штайнер ли это, Страдивари ли. Но после того как скрипку взял в руки наш реставратор Владимир Якименко, не осталось сомнений, что она, с разрешения владельца, займет место в музыкальной жизни нашей страны.

И в подтверждение этого скрипка - впервые после долгого молчания — зазвучала в руках Екатерины Фроловой, лауреата международных конкурсов. Вивальди, Сен-Санс, Чайковский — что бы ни исполнялось на ней, скрипка не переставала наполнять Белый зал Дома музыки глубоким, живым, светлым звуком.

— Всю эту неделю, готовясь к концерту, Екатерина сидела со скрипкой по шесть, по семь часов - без еды и воды, — рассказал Владимир Кошелёв. — Им удалось найти общий язык, и скрипка уже вернула себе по крайней мере половину того голоса, которым обладала когда-то. А на 26 сентября у нас в Белом зале уже назначен сольный концерт Екатерины Фроловой и новообретенной скрипки Якоба Штайнера.

↑ Наверх