Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Медсестра Равинская работает 48 лет без больничных

Несмотря на кризис, для людей этой специальности открыты двери практически любой клиники, но молодые в эту профессию идут неохотно, говорят, что мало платят. Однако дело не только в этом.

Если бы не старая гвардия...

- Многие брезгливо относятся к больным людям, особенно если они пожилые, - говорит Галина Федорова, заведующая приемным отделением Санкт-Петербургского госпиталя для ветеранов. - У нас средний возраст больных - 80 лет. Недавно привезли старушку, которой 101 год. Наши пациенты - люди, прошедшие войну, блокаду, они часто нервные, к ним нужен особый подход. В госпитале порядки строгие, начальник учреждения Евгений Агеенко ввел правило: интересы больного не должны нарушаться ни при каких обстоятельствах. При этом большая нагрузка ложится на медсестер, иногда им кроме своих обязанностей приходится выполнять еще и работу санитарки, мыть полы. Младшего персонала у нас тоже не хватает. За последние несколько лет в отделение не было принято на работу ни одной медсестры, хотя почти треть ставок свободны. Держимся в основном за счет старой гвардии...

Больше 40 лет больных в приемном отделении встречает одна из опытнейших медсестер в городе - Валентина Ефимовна Равинская. Она пришла в госпиталь в 1961 году, после окончания медучилища. Несколько лет проработала в легочном отделении на «тяжелом» посту, выхаживала больных после операций. Перекладывала, кормила, делала уколы. Потом ее перевели в приемное отделение. «Я очень, очень люблю свою работу, - говорит Валентина Ефимовна, - больных люблю. Они же как дети - беспомощные, беззащитные. Привозят и с острым инфарктом по «скорой», и с инсультом, на колясках. В мои обязанности входит проверить документы: паспорт, страховой полис. Иной раз сидишь принимаешь, видишь, а у больного дыхание пропало, срочно делаю непрямой массаж сердца. Больной приходит в себя. Сколько раз такое бывало! У нас все медсестры обучены оказывать первую помощь при остановке дыхания, инъекции делать внутривенно, снимать электрокардиограмму. На днях делаю больному электрокардиограмму, а он провода с себя срывает. Дочь, которая с ним приехала, стала ругаться: что же ты, папа, делаешь, а я вижу - человек не в себе. Говорю, не ругайте его, он не нарочно это делает... Принимаем больного, вносим все данные в компьютер, делаем электрокардиограмму и потом передаем пациента врачу».

Основательница династии

Компьютер Валентина Ефимовна осваивала, когда ей исполнилось шестьдесят.

- Не трудно было? - спрашиваю.

- А что же тут трудного? - искренне удивляется она. - У нас в госпитале есть компьютерная группа. Мы ходили туда, учились и даже экзамены сдавали. Я все, что надо, сдала.

За 48 лет Валентина Ефимовна ни разу не брала больничный. Удивительный факт!

- Один раз заболел палец, - вспоминает она, - но я все равно работала.

Были перерывы в работе, когда она родила одну дочь, потом вторую, сейчас у нее уже двое внуков. Кстати, старшая дочь тоже работает в госпитале медсестрой, а внучка учится этой же специальности в медучилище, так что Валентина Ефимовна еще и основательница династии.

- Я на работу хожу как на праздник, это на самом деле так, - признается она. - Поэтому, наверное, и не болею. Знаете, как не хочется болеть и стареть! Я ведь еще почетный донор России. Бывало, сдавала кровь прямо во время работы - сдам и дальше работаю. Говорят, что донорство тоже действует оздоравливающе.

Живет Валентина Ефимовна на другом конце города. Рядом больница имени Костюшко. Но устраиваться туда даже и не пыталась. «Мне нравится работать в нашем госпитале, - объясняет она. - Встаю в половине седьмого, и около восьми я уже на работе. Здесь все родное, привычное». Работает Валентина Ефимовна через день по 12 часов. В день принимает по 100 больных.

В 70 лет жизнь только начинается

- Не было случая, чтобы она на кого-то повысила голос, - рассказывают о ней коллеги. - Бывает, с больными приезжают родственники, которые начинают что-то требовать, затевать скандал. Она терпеливо им объяснит все, что надо. Умеет погасить конфликт.

Вообще Валентине Ефимовне можно позавидовать. В 71 год она выглядит превосходно: энергичная, подтянутая, общительная. Быстрый взгляд, загорелое лицо.

- Где загорали, если не секрет? - спрашиваю у Валентины Ефимовны.

- В марте в Арабские Эмираты ездила отдыхать с дочерью.

- Зарплаты медсестры хватает на такие поездки?

- У меня, как у медсестры высшей категории, оклад 12 тысяч. Еще иногда работаю за тех, кто на больничном. Экономлю в течение года, понемногу откладываю и в отпуск отправляюсь в путешествие. Была и в Греции, и в Турции, и в Болгарии. После такого отпуска возвращаюсь на работу с новыми силами, в приподнятом настроении. Раньше-то о таких поездках мы и не мечтали, а сейчас это стало доступно, так что в моем возрасте жизнь только начинается!

- Валентина Ефимовна, как вы думаете, почему все-таки молодые не идут в медсестры?

- У них нынче большие запросы: им сразу подавай машину, квартиру. А ведь все это надо сначала заработать. Но при этом не буду отрицать, что у нас, медсестер, зарплата очень маленькая. У начинающей медсестры всего 8300 минус подоходный. С этим надо что-то делать. Но об этом власти должны думать. Еще есть такое слово - призвание. Сейчас его стали забывать. Все меряют деньгами, а ведь если человек не любит работу, просто деньги заколачивает, он никогда не будет счастливым. Многие молодые люди этого не понимают, а мне повезло. Я чувствую себя на работе, как сейчас принято говорить, комфортно, поэтому считаю себя счастливой.

Светлана ЯКОВЛЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

P. S. Российские лечебные учреждения сегодня испытывают острую нехватку среднего медицинского персонала. Если бы медсестры работали на одну ставку, то в Петербурге не хватало бы 15 тысяч медсестер. Но на одну ставку медсестры не работают, поэтому действительно «пустующих» мест в городе - 3,5 тысячи.

Соотношение врачей и медсестер в России характеризуется как ужасное: на 1 врача приходится 1,5 медсестры. Тогда как Всемирная организация здравоохранения рекомендует соотношение 1:6.

За рубежом на 1 медсестру приходится 5 - 6 пациентов, а у нас - 25 - 30.

 

↑ Наверх