Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Утрата

«Танцует, как дышит»

Так говорили про выдающуюся балерину, народную артистку СССР Нинеллу Кургапкину, которая ушла из жизни 8 мая 2009 года.  Совсем недавно Мариинский театр и многочисленные поклонники Нинеллы Александровны поздравляли ее с 80-летием.

В тот торжественный вечер на сцене родного театра блистали ее ученицы, а затем, склонившись в благодарном поклоне, осыпали любимого педагога букетами цветов. Нинелла Александровна была полна сил и творческих планов. Вся ее жизнь была связана с Мариинским театром, коллектив которого сегодня скорбит об утрате.

Жизнеутверждающее искусство Нинеллы Кургапкиной, мажорное, ликующее по своей природе, было созвучно ее эпохе: расцвет таланта балерины пришелся на послевоенное время - время несокрушимого оптимизма победившей страны. Выпускница А. Я. Вагановой 1947 года, так же, как ее сверстницы, пережившая тяжелые годы учебы в эвакуации, Кургапкина словно выплескивала на сцене всю нерастраченную энергию, весь молодой задор.

Нинелла Кургапкина, поступив в труппу Кировского театра, была зачислена поначалу в кордебалет. Постепенно стала появляться в первых рядах кордебалета, затем ей стали поручать корифейские и сольные партии. В результате у Кургапкиной сложился обширный и разноплановый репертуар. В классических балетах это Аврора, фея Смелости, фея Бриллиантов в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте», Маша в «Щелкунчике», Жизель и Мирта в «Жизели», Одетта - Одиллия в «Лебедином озере», Гамзатти в «Баядерке».

Большую часть репертуара Кургапкиной составили партии в спектаклях, созданных ее современниками: Параша в «Медном всаднике», Жанна в «Пламени Парижа», Гаянэ в одноименном балете, Сюимбике в «Шурале», Ширин в «Легенде о любви», Его любимая в «Береге надежды». Эти роли отвечали «земному» характеру творчества балерины.

Склонность к гротесковым ролям проявилась также в современном репертуаре: Злюка («Золушка»), одна из четырех свах («Шурале»), «Весенний вальс» (хореография Л. Якобсона). Кургапкина стала первой исполнительницей роли Анны Андреевны в балете «Ревизор» (хореография О. Виноградова).

Секреты своего мастерства она сумела передать молодым артисткам, с которыми репетировала в театре. Более 40 лет Нинелла Александровна посвятила педагогической деятельности. 

Эта утрата невосполнима для театра и всех любителей балета.

Валерий ГЕРГИЕВ, коллектив Мариинского театра

↑ Наверх