Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Как малосимпатичный Харви стал легендой Америки

На экраны вышел фильм Гаса Ван Сэнта «Харви Милк» — про первого в США политика-гомосексуалиста, получившего официальное признание

«Харви Милк», США, 2008. Режиссер - Ганс Ван Сэнт. В ролях: Шон Пенн, Эмиль Хирш, Джош Бролин, Диего Луна, Джеймс Франко, Элисон Пилл.

Харви Милк (Шон Пенн), страховой агент средних лет, уволенный с работы за (как ему кажется) нетрадиционную сексуальную ориентацию, цепляет в переходе метро симпатичного юношу по имени Скотт (Джеймс Франко) и уезжает вместе с ним из неполиткорректного Нью-Йорка в Сан-Франциско, где открывает фотомагазин и становится лидером местного гей-движения. Несмотря на относительно либеральные порядки (все-таки 70-е; да и Сан-Франциско на тот момент был средоточием свободы для сексуальных меньшинств), полиция время от времени бесчинствует, устраивая массовые побоища мирных граждан, и возмущение растет, выталкивая Харви Милка на поверхность политической жизни. В какой-то момент он решает бороться за права всех меньшинств, собирает единомышленников и начинает избирательную кампанию имени себя. Провалившись несколько раз на выборах, в 1977-м он был избран в правительство города - стал первым в истории США политиком, открыто декларирующим свою гомосексуальность. В ноябре 1978-го он вместе с мэром Москоне, оказавшим ему поддержку, был застрелен коллегой Дэном Уайтом (Джош Бролин), открытым гомофобом и, судя по интерпретации режиссера, латентным геем. Похороны Милка превратились в шествие скорбящих сторонников, а сам он посмертно был провозглашен гей-иконой и героем нашего времени.

Творческий диапазон режиссера Гаса Ван Сэнта настолько широк, что легко позволяет ему гулять от независимого кино («Мой личный штат Айдахо») к обласканному официальным Голливудом мейнстриму («Умница Уилл Хантинг») и обратно. Жанр ЖЗЛ, приятный во всех отношениях, был опробован им недавно в «Последних днях», где в «медитативной», как пишет один киносайт, манере была осмыслена жизнь гранжевого героя Курта Кобейна. Жизнь героя (равно как и его смерть), очевидно, диктует правила игры - «Харви Милк» скорее похож на политический плакат, что опять сделало творчество Ван Сэнта милым сердцу американских киноакадемиков (два «Оскара» - за главную мужскую роль и сценарий).

Самоотверженность Шона Пенна, главного поборника справедливости в Голливуде, человека, политически неспокойного (кому же и играть было Милка, как не ему), в этой роли замечательна: вообще Пенн, человек редкого обаяния, умеет выглядеть на экране довольно мерзко, но раньше это умение он демонстрировал, играя мерзавцев. Здесь же герой-мученик, герой, изменивший ход американской истории, в исполнении Пенна - стареющий гей с необаятельной улыбкой и дурацкой прической. Личная жизнь не ладится по совокупности причин; некоторая неустроенность объясняется скорее легким равнодушием к партнерам, нежели всерьез занятостью политикой и горением за правое дело. Даже головы не повернул в сторону Скотта, с которым прожил много лет, когда тот в сердцах собрал чемодан и ушел, притомившись жить с вечно занятым партнером. Вынув тело его преемника, юного истерика Лиры (Диего Луна), из петли, в которую тот полез по аналогичной причине, поплакал пять минут, а потом произнес что-то вроде «дело не ждет» и пошел дальше. К вопросу о личной жизни: Ван Сэнту явно больше интересна не любовь, которая тут показана весьма аскетично, а странная дружба-ненависть, связывавшая Милка с Дэном Уайтом, его главным оппонентом в правительстве, - Уайт стал убийцей скорее всего не от ненависти к успеху коллеги-гомосексуалиста, а от невыносимости собственной подавляемой инаковости.

Но весь этот Фрейд, к сожалению, не объясняет, как малосимпатичный, не проявивший никаких особых способностей человек стал легендой Америки. Именно таким Милк выглядит стараниями режиссера и исполнителя роли. Политическую деятельность скорее всего он выбрал не потому, что изначально горел желанием восстановить справедливость в отдельно взятом государстве, - просто иного способа проявить себя хоть как-то не нашел. И популярность его, таким образом, объясняется не личной харизмой, а желанием толпы получить человека, который поднимет насущную проблему как флаг. А каким уж он будет, этот человек, - это второй вопрос; и большая проблема пресловутой американской политкорректности. Толпа все исправит и отлакирует, а режиссер потом снимет фильм. Кстати, про Милка даже опера есть.

Инга БЕРГМАН

↑ Наверх