Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

С треуголкой или без, но Багратиону быть на Пионерской площади

Выбран проект памятника герою 1812 года

Если быть точным, то победил в конкурсе не столько проект памятника, сколько творческий коллектив - скульпторы Ян Нейман (известный как автор памятника Ивану Тургеневу в Староманежном сквере на Манежной площади и маршалу Жукову в парке Победы, бюста Алексея Брусилова) и Ниязмурат Аннануров, архитектор Геннадий Челбогашев. Они представили на суд жюри, куда входят руководитель компании «Талион» Александр Ебралидзе, сенатор Сергей Тарасов, главный художник Георгий Шереметьев, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Альберт Чаркин, двух Багратионов (

№ 9999 и № 0001).

Принципиальных различий в выбранных вариантах нет. Бронзовый Багратион (высота фигуры - 4,3 м) стоит в раздумье - он опустил вниз правую руку с подзорной трубой, а под левой подмышкой у него треуголка (во втором варианте ее нет). Внизу (на постаменте высотой 2,4 м) - поверженные знамена французской армии. Напомним, конкурс на памятник, который должен располагаться на Пионерской площади, бывшем Семеновском плацу, был объявлен прошлой осенью. По результатам первого тура были отобраны четыре проекта, авторы которых обязались доработать их в соответствии с требованиями жюри.

Перед тем как объявить окончательные результаты конкурса, члены комиссии еще раз окинули оценивающим взглядом представленных в гипсе и бронзе Багратионов. Генералов было явно больше, чем положено. «Все дело в том, что здесь представлены и так называемые встречные проекты, присутствие которых не противоречит условиям конкурса, - пояснил «Вечёрке» народный художник России Альберт Чаркин и хитро добавил, что в свое время, когда проводился конкурс на памятник Михаилу Ломоносову возле Университета, победил именно встречный проект. Однако, как выяснилось позже, в этот раз они не прошли. Но нельзя сказать, что и победитель полностью удовлетворил вкус жюри - были серьезные претензии к архитектурному решению. Имеются в виду «кулисы» - полукруглый амфитеатр с порталом (предполагаемая высота его - 9 м) по замыслу архитектора должен был прикрыть все то безобразие, что творится за спиной Багратиона: огромный стеклянный монстр, известный своей демонстрацией «ужасов Петербурга». Помимо этого, у жюри возникли вопросы к обмундированию героя.

Решено было сформировать рабочую группу, куда вошли главный художник Георгий Шереметьев, профессор Евгений Анисимов и научный сотрудник Эрмитажа Павел Суслов, - они помогут сделать Багратиона «исторически достоверным». И к 1 июля, когда должен быть представлен окончательный вариант, по всей видимости без треуголки, дабы «поддержать петербургский стиль этого монумента». По мнению жюри, необходимо, чтобы и основание «не выбивалось из общего ряда» и гармонировало с постаментами памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора.

«Для нас чрезвычайно важно, чтобы памятник оказался не чужеродным в контексте петербургской архитектуры и пластики», - подчеркнул гендиректор Международного благотворительного фонда спасения Ленинграда - Петербурга Александр Марголис.

После объявления итогов члены конкурсной комиссии отправились на фуршет, но пресса задержала их вопросом: как быть с новым зданием театра Льва Додина, которому Общественный совет по проблемам градостроительства и архитектуры при губернаторе тоже прочит это место. Сенатор Тарасов, покосившись в сторону Александра Ебралидзе, финансирующего проект памятника Багратиону, заметил, что на строительство театра нет «ни денег, ни самого проекта, а есть только желание всеми уважаемого Додина» (последний, как оказалось, не в курсе того, что это место «занято» героем). А господин Марголис напомнил, что закон запрещает на этом месте строительство каких-либо зданий. И очевидно, для театра нужно подыскать другое место.

Людмила КЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Прямая речь

Скульптор Ян НеЙман:

- У меня были достойные соперники. И осознание этого стимулировало мою работу. К сожалению, у нас было мало времени, иначе мы были бы  более убедительными. Во-первых, нам было трудно сделать жест (показывает на руки Багратиона. - Л. К.) - всегда надо знать, куда девать руки. Важно также было сделать его без лишнего пафоса, в строгой эстетике. Мы все время спорили насчет портрета - хотели сделать его живее, без слащавости, это же боевой генерал, он не валялся на пуховых подушках... Во-вторых, еще в первом туре мы делали Багратиона из расчета, что он будет стоять на улице Марата. Однако, учитывая, что памятник хотят расположить в сквере, нам пришлось переделать проект и «развернуть» фигуру в другую сторону.

↑ Наверх