Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Здорового ребенка назвали тяжело больным

- Я чуть с ума не сошла, - всхлипывала в трубку молодая мама, которую явно колотило от пережитого стресса. - Мне сказали, что мой ребенок умрет или впадет в кому, если я срочно не привезу его в больницу и ему не назначат инсулин. А оказалось, что он совершенно здоров!

История, которую поведала нам наша читательница, повергла в ступор даже нас - людей сторонних. Можно только представить себе, что творилось в молодой семье почти неделю - с минувшей пятницы - после звонка из детской поликлиники. Медицинская сестра позвонила, правда не матери, а отцу, и поведала, что его сын скорее всего тяжело болен и что звонит она для того, чтобы он мягко подготовил свою жену к необходимости срочно ехать с ребенком в больницу. Вывод о тяжелой болезни грудничка был сделан после плановых анализов, которые дети первого года жизни сдают регулярно. Вот и накануне  папа отвез в поликлинику пластиковый контейнер с детскими «отходами» - и вдруг такой результат: в анализах в большом количестве обнаружены сахар и кетоновые тела.

В реанимацию!

Перед тем как пугать жену, глава семейства заглянул в Интернет и обнаружил то же, что и мы: «...Если наряду с кетоновыми телами обнаруживается сахар, с уверенностью можно ставить диагноз диабетического ацидоза, прекомы или комы в зависимости от соответствующих симптомов».

Мама узнала, что ее малыш фактически при смерти, когда ребенок мирно почивал в коляске на балконе. Естественно, ей показалось, что вот оно - страшное - уже случилось. Однако распеленутый малыш всего лишь довольно потягивался и улыбался беззубым ртом, он совсем не был похож на умирающего. В семье немного успокоились - но тут вновь последовал грозный звонок из поликлиники. На этот раз медики разговаривали уже с самой мамашей. Вариантов действий ей было предложено два. Немедленно бежать в поликлинику за направлением в больницу и везти малыша в стационар самим или же срочно вызывать «скорую». Мол, узнав про предварительный диагноз, наверняка пришлют реанимацию. Женщина попыталась объяснить, что ребенок выглядит нормально, ведет себя как всегда, не капризничает, хорошо спит и хорошо играет. А ей в ответ: раз вы столь легкомысленны и не хотите принимать меры, подумайте о том, что впереди выходные, и  на всякий случай запаситесь инсулином.

Трудные выходные

В должной мере напуганные родители приняли решение отвезти ребенка в стационар, но тут малыш после очередной кормежки заснул сладким сном. И опять не был похож на умирающего. Пока ребенок спал, мама с папой принялись обзванивать знакомых в надежде выйти на хорошего дет-ского врача и посоветоваться, что же им делать. К вечеру пятницы им это удалось. Доктор - кандидат медицинских наук - ребенка осмотрела весьма внимательно, ознакомилась с анализами и сказала, что «этого не может быть». Но если есть - никакой это не диабет, а редкое генетическое заболевание, которое угрозы жизни ребенку не несет и требует лишь минимальной коррекции питания. Однако на всякий случай посоветовала сдать анализы еще раз - и лучше на платной основе.

Два дня до понедельника, когда наконец удалось повторить обследование, были для молодой семьи, наверное, самыми тяжкими во всей их недолгой жизни. Однако радость после повторных анализов тоже описанию не поддается: даже намеков на сахар и кетоновые тела у малыша и в помине не оказалось! Причем повторный анализ был сделан в той же поликлинике, что и первый, и тоже бесплатно: родители решили попробовать и платную, и бесплатную медицину одновременно.

Лучше в баночку

Однако спешить обвинять лабораторных работников молодые родители не стали, так как некоторая разница в переданных ими для исследования образцах все-таки была. И заключалась она... в той таре, которую использовали для «сбора данных». В первый раз мама дисциплинированно передала в поликлинику заполненный «контейнер для сбора биологических жидкостей» под маркой «suiun», каковой сейчас требуют использовать практически во всех поликлиниках города. Во второй - тщательно вымытую и простерилизованную стеклянную баночку.

- Только не из-под майонеза, - предупредила врач, явно предвидевшая результат...

И была права: похоже, страшный диагноз и многодневный кошмар молодой семьи были вызваны именно контейнером «suyun» китайского производства.

Узнав об этом, молодая мать вспомнила и собственные проблемы с анализами, которые преследовали ее в последние пару месяцев беременности. У нее тоже выявляли и сахар, и кетоновые тела - но списывали это на физиологический «диабет беременных», тем более что чувствовала она все это время себя вполне нормально. Анализы она сдавала в таких же стерильных одноразовых контейнерах, которые покупала в аптеке «НЕВИС».

Госструктуры не хотят «заморачиваться»

Рассказав нам свою историю, молодая мама попросила через редакцию выяснить, нельзя ли изъять злополучные контейнеры (или бракованную их партию) из аптечной сети или хотя бы не заставлять посетителей поликлиник нести анализы именно в них. Мы честно попробовали это сделать и в первую очередь обратились в Роспотребнадзор.

Однако в Роспотребнадзоре нам посоветовали написать заявление и месяц ждать ответа - хотя по закону обязаны были отреагировать немедленно, в том числе на обращение по телефону. Ведь в данном случае вопрос касался не только одного отдельно взятого потребителя, но и всех, кто будет пользоваться этими контейнерами в дальнейшем. А это очень широкий круг людей.

Вместо немедленных мер нам посоветовали провести расследование самостоятельно или обращаться в Росздравнадзор. Совету мы последовали. Но в этой почтенной организации нам заявили, что это тоже «не их» дело, - и отправили на этот раз в Центр контроля качества лекарственных средств на Ленинском, 140. В Центре нам популярно объяснили, что лекарства они и вправду контролируют - но контейнер к их числу явно не относится. И посоветовали обратиться в «Тест-СПб» на Курляндской, 1. Мы обратились - и вынуждены были долго рассказывать, почему именно сюда мы позвонили, кто вообще нам дал этот телефон и что мы в итоге хотим. После чего нам рекомендовали искать правду в «Центре сертификации лекарственных средств», отрекомендовав его как независимую и вполне компетентную структуру. После очередного звонка и дежурного уже удивления милая дама на том конце провода отправила нас... в Центр контроля качества лекарственных средств - и далее по кругу.

Единственный внятный совет, который мы услышали в ходе  этого мини-расследования, - обратиться в аптеку, попросить сертификат на контейнер и жаловаться уже в тот орган, который этот сертификат выдал. Но ведь дело не в жалобе обиженного гражданина - хотя на Западе за перенесенные моральные страдания пострадавшая семья наверняка получила бы миллионную компенсацию. Дело в том, что данное изделие - или партия таких изделий, - судя по результатам, таит угрозу для здоровья граждан. Ну ладно, малышу поставили столь страшный диагноз, что мама невольно засомневалась. Но ведь примеси могут быть и другого рода - и тоже приведут к неверному диагнозу и неверно назначенному лечению. Почему же этот факт не учитывает куча контролирующих организаций, сидящих на государственном финансировании?

Что ж, предупреждаем вместо них: граждане, сдавая анализы в специальных китайских «контейнерах для биологических жидкостей», будьте готовы к сюрпризам. Иногда - исключительно крупным и неприятным.

Марина ГЛЕБОВА, фото автора

↑ Наверх