Там на улице центральной гроб покоится стеклянный
Пока не утихают споры по поводу реконструкции административного корпуса нового торгового центра (бывшего ДЛТ), серый куб которого возвышается над Аркой Главного штаба и прекрасно просматривается с Дворцовой площади, в поле зрения неравнодушных попали и другие объекты, довершающие эффект, созданный новым строительством. Эти здания были реконструированы и надстроены уже несколько лет назад.
По данным петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), в просвете между Адмиралтейством и Эрмитажем над крышей Главного штаба видна мансарда офисного центра на углу Волынского переулка (дом № 1/36) и Мойки. Здание реконструировано в самом конце 1990-х. За ним - две прямоугольные башни, возможно, бизнес-центра в Волынском переулке (дом № 3-а), надстроенного над многоуровневым гаражом-стоянкой в 2004 - 2005 годах, или комплекса ДЛТ.
Стеклянный северный модерн
Мы решили остановить свой взгляд на доме № 3-а по Волынскому переулку. Можно утверждать или опровергать, что оно торчит над Аркой Главного штаба, - это дело чиновников, которые могут назначить соответствующую экспертизу. Зрение у них острее, к тому же они знают, с каких точек смотреть следует, а с каких - нет. А вот если подойти к зданию поближе и запрокинуть голову, можно увидеть вопиющее нарушение архитектурного ансамбля улицы и полное несоответствие стилю исторических зданий. Воплотила все это в себе стеклянная мансарда, расположившаяся над гаражом-стоянкой, оборудованным в бывшем здании завода.
Многоуровневый гараж-стоянку на 200 легковых автомобилей построили еще в 2000 году. Над проектом трудилась архитектурная мастерская Мамошина. В свое время проект получил много положительных откликов - все понимали, что центру Петербурга катастрофически не хватает автостоянок и реконструкция старого здания под первый паркинг в исторической части города может частично решить эту проблему.
Однако подошло строительство второй очереди, «завершение первоначального замысла», а именно - создание бизнес-центра категории А с четырьмя уровнями, с «эффект-ными видовыми бизнес-площадями» и «панорамной площадкой на кровле здания». Другими словами, надели на здание стеклянный гроб, который не только не соответствовал архитектурному облику постройки, но и был при этом огромных размеров. Закончилось строительство сего шедевра в 2005 году. А ведь по первоначальному замыслу здание должно было быть выполнено в контексте обращения к традициям архитектуры северного модерна конца XIX - начала XX века.
Строители могли сослаться на высотный регламент
Чтобы разобраться, какие градостроительные нормы должны были соблюдаться на момент согласования документов по строительству этой стеклянной мансарды, мы обратились к эксперту Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и активисту движения «Живой город» Андрею Воронцову.
- В мае 2004 года вышло постановление губернатора, которое вводило высотный регламент застройки, устанавливающий параметры высотного регулирования, - объясняет Андрей Воронцов. - Согласно ему участок Волынского переулка относился к территории 1, базовые параметры застройки которой не превышали 23, 5 метра по фронту, а внутри квартала - 28 метров. Это - «обратная сторона» существования высотного регламента. Ведь когда прописываются условные цифры, для одной территории такая высота будет нормальной, а в другом месте здание может визуально выглядеть на все 50 метров. Сложно представить здание высотой 23 метра, например, на Cтрелке Васильевского острова. У строителей была возможность сослаться на высотный регламент, не считаясь с другими нормами. Сейчас, в новых режимах зон охраны, идет привязка к высоте окружающей застройки, а тогда этого не было. В любом случае очевидны противоречия между установленными в постановлении параметрами высоты и требованиями режимов использования зон охраны. Они подразумевают сохранение историко-культурной среды, которое ограничивает новое строительство по высоте и используемым материалам отделки. А такая стеклянная надстройка, конечно, им не соответствует. Другое дело, если бы это был не аквариум, а архитектурные детали, соответствующие решению нижних этажей.
Мамошин питает слабость к стеклу
С другой стороны, как поясняет Андрей Воронцов, если предположить, что градо-строительная документация оформлялась до принятия постановления губернатора, то проект в соответствии с законодательством должен был соответствовать режиму зоны регулирования застройки (ЗРЗ), который был установлен приказом № 33 еще в 1986 году. В нем сказано: «В зоне регулирования застройки сохраняется система историче-ской планировки... закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов...» И еще - даже тогда в одном из пунктов предписывалось «для обзора памятников и их комплексов... избегать размещения в окружении памятников новых зданий, образующих неблагоприятный для восприятия памятников фон». Получается, что ответственность за последствия негативного визуального воздействия на историко-градостроительную среду лежит на КГИОП.
- Режим зон охраны, в данном случае режим зоны регулирования застройки, должен был соблюдаться в любом случае. И с высотным регламентом, и без него, - говорит Андрей Воронцов. - С введением высотного регламента, который делил город на шесть территорий с одинаковыми параметрами высоты для каждой из них, у инвесторов появилась формальная возможность заявить: что по регламенту положено, то и возьму. А взять он мог еще несколько метров, допускаемых регламентом при наличии положительного заключения историко-градостроительной экспертизы. При этом, как правило, заключение было положительным и высота выбиралась по максимуму. Чиновники же КГИОП слепо доверяли высотному регламенту и во всех согласованиях цитировали установленные в нем параметры высоты строительства. Но им и в головы не приходило, что где-то и 23 допускаемых регламентом метра могут нарушить панораму или охраняемую историко-градостроительную среду.
А об обязательном соблюдении федеральных режимов зон охраны, нарушение которых привело к появлению таких ошибок, как «Серебряные зеркала», Почтамтская, 4, «Монблан», они накрепко забыли (а теперь и вовсе допустили в ПЗЗ «локальные увеличения предельных параметров высоты» - не нарушающие панорамы и невидимые глазу чиновника высотки).
Остается, видимо, только сокрушаться, а также удивляться «непробиваемости» чиновников и эстетическим вкусам архитекторов, проектирующих конструкции, уродующие наш город как высотой, так и внешним видом. «На собственном опыте я убедился: в городе можно строить новую архитектуру, не разрушая органику исторической застройки», - говорил Михаил Мамошин, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина», в интервью интернет-газете «Best Ceramics».
Весьма своеобразное видение.
Юлия БИБИШЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов