Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Там на улице центральной гроб покоится стеклянный

Пока не утихают споры по поводу реконструкции административного корпуса нового торгового центра (бывшего ДЛТ), серый куб которого возвышается над Аркой Главного штаба и прекрасно просматривается с Дворцовой площади, в поле зрения неравнодушных попали и другие объекты, довершающие эффект, созданный новым строительством. Эти здания были реконструированы и надстроены уже несколько лет назад.

По данным петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), в просвете между Адмиралтейством и Эрмитажем над крышей Главного штаба видна мансарда офисного центра на углу Волынского переулка (дом № 1/36) и Мойки. Здание реконструировано в самом конце 1990-х. За ним - две прямоугольные башни, возможно, бизнес-центра в Волынском переулке (дом № 3-а), надстроенного над многоуровневым гаражом-стоянкой в 2004 - 2005 годах, или комплекса ДЛТ.

Стеклянный северный модерн

Мы решили остановить свой взгляд на доме № 3-а по Волынскому переулку. Можно утверждать или опровергать, что оно торчит над Аркой Главного штаба, - это дело чиновников, которые могут назначить соответствующую экспертизу. Зрение у них острее, к тому же они знают, с каких точек смотреть следует, а с каких - нет. А вот если подойти к зданию поближе и запрокинуть голову, можно увидеть вопиющее нарушение архитектурного ансамбля улицы и полное несоответствие стилю исторических зданий. Воплотила все это в себе стеклянная мансарда, расположившаяся над гаражом-стоянкой, оборудованным в бывшем здании завода.

Многоуровневый гараж-стоянку на 200 легковых автомобилей построили еще в 2000 году. Над проектом трудилась архитектурная мастерская Мамошина. В свое время проект получил много положительных откликов - все понимали, что центру Петербурга катастрофически не хватает автостоянок и реконструкция старого здания под первый паркинг в исторической части города может частично решить эту проблему.

Однако подошло строительство второй очереди, «завершение первоначального замысла», а именно - создание бизнес-центра категории А с четырьмя уровнями, с «эффект-ными видовыми бизнес-площадями» и «панорамной площадкой на кровле здания». Другими словами, надели на здание стеклянный гроб, который не только не соответствовал архитектурному облику постройки, но и был при этом огромных размеров. Закончилось строительство сего шедевра в 2005 году. А ведь по первоначальному замыслу здание должно было быть выполнено в контексте обращения к традициям архитектуры северного модерна конца XIX - начала XX века.

Строители могли сослаться на высотный регламент

Чтобы разобраться, какие градостроительные нормы должны были соблюдаться на момент согласования документов по строительству этой стеклянной мансарды, мы обратились к эксперту Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и активисту движения «Живой город» Андрею Воронцову.

- В мае 2004 года вышло постановление губернатора, которое вводило высотный регламент застройки, устанавливающий параметры высотного регулирования, - объясняет Андрей Воронцов. - Согласно ему участок Волынского переулка относился к территории 1, базовые параметры застройки которой не превышали 23, 5 метра по фронту, а внутри квартала - 28 метров. Это - «обратная сторона» существования высотного регламента. Ведь когда прописываются условные цифры, для одной территории такая высота будет нормальной, а в другом месте здание может визуально выглядеть на все 50 метров. Сложно представить здание высотой 23 метра, например, на Cтрелке Васильевского острова. У строителей была возможность сослаться на высотный регламент, не считаясь с другими нормами. Сейчас, в новых режимах зон охраны, идет привязка к высоте окружающей застройки, а тогда этого не было. В любом случае очевидны противоречия между установленными в постановлении параметрами высоты и требованиями режимов использования зон охраны. Они подразумевают сохранение историко-культурной среды, которое ограничивает новое строительство по высоте и используемым материалам отделки. А такая стеклянная надстройка, конечно, им не соответствует. Другое дело, если бы это был не аквариум, а архитектурные детали, соответствующие решению нижних этажей.

Мамошин питает слабость к стеклу

С другой стороны, как поясняет Андрей Воронцов, если предположить, что градо-строительная документация оформлялась до принятия постановления губернатора, то проект в соответствии с законодательством должен был соответствовать режиму зоны регулирования застройки (ЗРЗ), который был установлен приказом № 33 еще в 1986 году. В нем сказано: «В зоне регулирования застройки сохраняется система историче-ской планировки... закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно-пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов...» И еще - даже тогда в одном из пунктов предписывалось «для обзора памятников и их комплексов... избегать размещения в окружении памятников новых зданий, образующих неблагоприятный для восприятия памятников фон». Получается, что ответственность за последствия негативного визуального воздействия на историко-градостроительную среду лежит на КГИОП.

- Режим зон охраны, в данном случае режим зоны регулирования застройки, должен был соблюдаться в любом случае. И с высотным регламентом, и без него, - говорит Андрей Воронцов. - С введением высотного регламента, который делил город на шесть территорий с одинаковыми параметрами высоты для каждой из них, у инвесторов появилась формальная возможность заявить: что по регламенту положено, то и возьму. А взять он мог еще несколько метров, допускаемых регламентом при наличии положительного заключения историко-градостроительной экспертизы. При этом, как правило, заключение было положительным и высота выбиралась по максимуму. Чиновники же КГИОП слепо доверяли высотному регламенту и во всех согласованиях цитировали установленные в нем параметры высоты строительства. Но им и в головы не приходило, что где-то и 23 допускаемых регламентом метра могут нарушить панораму или охраняемую историко-градостроительную среду.

А об обязательном соблюдении федеральных режимов зон охраны, нарушение которых привело к появлению таких ошибок, как «Серебряные зеркала», Почтамтская, 4, «Монблан», они накрепко забыли (а теперь и вовсе допустили в ПЗЗ «локальные увеличения предельных параметров высоты» - не нарушающие панорамы и невидимые глазу чиновника высотки).

Остается, видимо, только сокрушаться, а также удивляться «непробиваемости» чиновников и эстетическим вкусам архитекторов, проектирующих конструкции, уродующие наш город как высотой, так и внешним видом. «На собственном опыте я убедился: в городе можно строить новую архитектуру, не разрушая органику исторической застройки», - говорил Михаил Мамошин, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина», в интервью интернет-газете «Best Ceramics».
Весьма своеобразное видение.

Юлия БИБИШЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх