Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Николай Носков: для тонуса нужна неразделенная любовь

Наш корреспондент Антонина РОСТОВСКАЯ поговорила с музыкантом, который, будучи в Москве, готовился к предстоящему концерту в Петербурге.

О любви несчастной Гумилева в год четвертый мировой войны...

- Николай, расскажите о предстоящем концерте.

- Этот концерт - финальная точка нашего тура. Мы только что проехались по всей стране, отработали 32 города. И финальные концерты у нас - Москва, Питер. Для того чтобы что-то новое преподнести моим слушателям, я решил в этот концерт добавить саундтреки к предполагаемому фильму «Гумилев» (треки в симфоническом изложении). И еще будет некая ретроспектива - несколько песен со времен группы «Москва» с альбома «N.L.O.», когда мы работали с Давидом Тухмановым.

- А режиссера для фильма «Гумилев» уже выбрали (Николай Носков пишет музыку для этого фильма. - А. Р.)?

- Нет. Я сейчас работаю над идеологией фильма, над его направленностью. Ищу некие ходы. У нас уже давно в стране не было настоящего фильма с экшном, с хорошим смыслом, с хорошей музыкой. К саундтрекам относятся прохладно. Режиссеры, наверное, считают, что главное - это «картинка».

- Почему все-таки вы выбрали именно Гумилева?

- Мне очень нравятся поэты Серебряного века: я их читаю и сам сочиняю музыку, не для широкой публики. Сделав одну балладу на стихи Гумилева (романс), я начал изучать его жизнь, его поступки, много читал о нем. И нашел (смеется), как ни странно, много общего с самим собой! Ключевые события в жизни поэта, особенно в юности, совпали с моими. Этот факт меня и подстегнул. Получается, что я пишу историю о себе.

- Гумилев иногда испытывал приступы так называемой Божьей тоски, и тогда ему казалось, что «во всей Вселенной нет ни одного атома, который бы не был полон глубокой скорби».

- Больше всего мне понравилось то, что он относился к музыке как к шуму! Сначала меня это ошарашило, а потом я вспомнил ту эпоху, когда поэты и композиторы держались друг от друга обособленно и доказывали друг другу, что важнее: звук или слово. Хотя это полный бред. Слово - и есть звук (смеется)!

Зря доказывал, что русские - не медведи!

- Вы от хард-рока через классику пришли к этно. Какое отношение к разным стилям в музыке сейчас у вас?

- Музыканты используют этномузыку в том стиле, в котором они работают. Джазмены, рок- и поп-музыканты тоже привлекают этномузыку! Этно - вроде классической музыки. Это кладезь, к которому обращаются все! И вообще я считаю, что настоящим музыкантом можно стать только тогда, когда в твоем творчестве слышны корни. А все остальное - это подражательство. Говорят, например: «Я хорошо играю хард-рок американский». Возникает вопрос: «А ты сам кто?» То же «Евровидение» возьмите!

- Вы смотрели?

- Отрывками. Позор, конечно, нашей стране. Я перестаю гордиться ею. Пыжился, пыжился, ездил с группой «Парк Горького», опровергал, что мы - не медведи и людей заживо не едим. А приехал обратно - никакой реакции. Как бы я ни относился к Диме Билану, но это же невозможно! Он принес нам победу, а человеку до сих пор даже «заслуженного артиста» не дали! Вот такая благодарность великой державы! Басков восемь лет на сцене, а что он сделал для страны? И уже «народный»!

Ни в одной стране мира нет такого. Выступил норвежец этот, у него ведь и была этномузыка! Сам сочинил. (Попробуй у нас сочинить что-то свое!) А иначе-то как? Никогда великим не станешь, если не слышно, откуда ты!

Зачем нам пляски перед Европой?

- Если в России так тяжело, почему вы до сих пор живете здесь? У вас такие контакты со звукозаписывающими студиями в Великобритании, знакомые, наверное, по всему миру!

- Здесь корни (тяжело вздыхает). Зов крови. Куда тут денешься? Никто от него не денется. В России ни одного шага нельзя сделать, чтобы не преодолевать что-то! Все нужно «прошибать», всех убеждать. Даже если ты завоюешь победу, ты все равно должен это подтверждать. Когда ты на этой земле пролил столько крови, то можно убежать, только страшно обозлившись. Но, никак не могу успокоиться, такие вещи, как «Евровидение», - это страшный позор. В стране нет ни одного человека, которого можно послать на «Евровидение»!

- Вы так эмоциональны, а мне всегда казались скорее замкнутым человеком...

- (Смеется.) Конечно! Это иногда меня так «разорвет», как сегодня! А так я - наблюдатель. Просто накипело.

Я по всей стране езжу: люди с голоду пухнут. А у нас миллиарды ушли на это шоу. Зачем эти пляски перед Европой? На этот фестиваль вообще никто не обращает внимания, это обычный конкурс песни! И вообще надо сделать звезду, как в свое время сделали «ABBA». Шоу-бизнес там до сих пор под государственным контролем! Эта группа принесла больше дохода, чем весь концерн «Volvo»!

- Но, кажется, музыкальным русским образованием принято гордиться?

- Только классическим! И то педагоги или все убежали за границу, или умерли! У нас сейчас учат вокалу хоровики-дирижеры, которые закончили музыкальное училище. Они понятия не имеют, как преподавать. Когда я пошел в Институт Гнесиных, мне сказали: «Николай! Нам вас нечему учить! Вы поете лучше, чем все наши студенты вместе взятые». Кстати, года два назад мне позвонили оттуда, из института, и рассказали странную историю, что некий человек под моим именем открыл в институте филиал эстрадного отделения по вокалу. Этому человеку дали помещения, потому что он воспользовался моим именем! А я его и в глаза не видел!

А я недавно сам хотел создать здесь филиал высшей музыкальной школы Беркли, созвонился с Беркли, но пробить наших чиновников не смог. Им ничего не надо!

Хорошо, когда некоторые мечты не сбываются

- Так вы убегать не собираетесь?

- Куда?

- В Индию! Она же вас абсолютно покорила, там вам все понравилось, разве нет?

- (Смеется.) Во всем мире талант ценится выше, чем нефть. Люди прекрасно понимают, что сегодня нефть есть, а завтра ее нет. Но талант - это бесценная вещь!

- Николай, во что вы еще не верите, кроме «неизбежной смерти любви»?

- С любимым - рай в шалаше. Это не праздная поговорка. Больше не надо ни во что верить. С любовью можно преодолеть все, что угодно.

- А если любовь есть, но неразделенная?

- Хорошо, когда некоторые мечты не сбываются!

- То есть?

- Это поддерживает человека на плаву, ведь в желаниях предела нет! Когда все подряд сбывается, то уже, как говорится, мечтаешь о мечте.

А бывает ведь и так: нравится тебе человек, а рот раскрыл - и тебе стало плохо (смеется).

- Я вижу, вы оптимист.

- На сегодня неразделенная любовь это то, что нужно для тонуса. Вот такое вам интервью (смеется)!

Досье

В творческой биографии Николая Носкова - сотрудничество со многими известными композиторами и исполнителями, в том числе с Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным, Эдуардом Артемьевым. Работал в легендарных вокально-инструментальных ансамблях «Надежда», «Поющие сердца», «Аракс» и др.

С 1981 года работал в ансамбле «Москва» (художественный руководитель Давид Тухманов). С 1987 года экс-вокалист и композитор группы «Парк Горького». Записал дуэты с Джоном Бон Джови (1989 год), Клаусом Майне из «Scoгpions» (1990 год). Как композитор Николай Носков написал десятки песен. Снимался как певец в художественном фильме «Остров погибших кораблей». В 1993 году начал сольную карьеру.

Фото Марии Борзаковой

↑ Наверх