Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Безопасность акватории — очень сложная история

Морячок на палубе судна, подошедшего к борту нашего патрульного катера, был такой красавец, что мы с фотографом Натальей Чайкой переглянулись: бывает же такое! Стройный, с загорелым обветренным лицом и с золотыми погончиками на черном свитерке. Да и судно у него было - ах! Белоснежный американский катер «Rinker».

- А что это у вас за погончики? - не смогли мы сдержать восторга.

Парень смутился:

- Да это я, знаете ли, так... Вчера было холодно... Вот и пошел, купил себе свитер...

Моряку на суше скучно

Впрочем, обмундирование судовладельца, а именно пришпиленные не по делу погоны штурмана, инспекторов не интересовали. Вопросы были: судовой билет, удостоверение на право управления судном, техосмотр, наличие радиостанции, спасательные жилеты. На последнем морячок завалился. Жилеты у него оказались не того цвета - не нормальные оранжевые, а фасонистые зеленые. Обещал исправить ошибку.

- Счастливого плавания! - отпустили его эмчеэсовцы.

Инспекция по маломерным судам, или, как ее зовут в народе, ГИМС, - аналог ГИБДД. Только с той большой разницей, что взяток здесь не берут, в кустах с жезлом не прячутся - на воде трудится публика совсем другого калибра.

К примеру, взявший нас с собой в рейд старший инспектор Александр Радко - капитан 1-го ранга в отставке, бывший командир ракетного атомного подводного крейсера стратегического назначения «Акула», океанского монстра в девять этажей. Большинство инспекторов ГИМС - именно бывшие военные моряки с солидным послужным списком и высокими званиями. Возраст - от сорока до пятидесяти лет. О себе они говорят, что работать на воде для них - удовольствие: моряку на суше скучно.

- У нас три патрульные группы, - рассказывает Александр Викторович. - Курсируем в дневное и ночное время по Неве, Средней Невке, Фонтанке, обеспечиваем безопасность плавания маломерных судов. Одно наше присутствие дисциплинирует судоводителей.

Насчет недисциплинированности - мы своими глазами увидели редкостное разгильдяйство. Вот мчится катер, по носовой палубе бегают детишки без спасательных жилетов, на корме мангал и мешки с углем, стекла каюты запотевшие - ну, совсем как это бывает у автомобилей.

Подзывают катер через громкоговоритель. Второй инспектор, Александр Васильев, тоже бывший военмор, поднимается на борт проверить обстановку. Возвращается:

- Ой, там такая пьянка идет. Хорошо хоть водитель трезв.

Внушают судоводителю немедленно надеть жилеты на детей (до 12 лет они обязательны), не разрешать детям быть на палубе во время движения и хотя бы не разжигать мангал на борту...

И опять: «Счастливого плавания!»

Безопасность пассажиров никого не беспокоит

Только в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано более шести тысяч новых маломерных судов, а всего в городе их 47 643. Движение очень напряженное и существует масса предпосылок для чрезвычайных ситуаций, говорят сотрудники ГИМС. ДТП на воде бывают самые разные. Напомним, в минувшую летнюю навигацию прогулочный катер умудрился врезаться даже в стоящий на приколе и хорошо обозреваемый со всех позиций крейсер «Аврора» («ВП» писал об этом инциденте). На майских праздниках этого года на Средней Невке, напротив Елагина острова, перевернулась лодка. Из-за перегруза пассажирами. Три женщины из нее смогли доплыть до берега, а восьмилетний мальчик и мужчина утонули.

Особые хлопоты доставляют гидроциклы. Им запрещено ходить по Фонтанке, Мойке и каналам: мешают движению теплоходов, гонят волну, из-за которой борта стоящих судов бьются о причальную стенку, а также раскачиваются трапы - тут уже могут переломать ноги или вовсе попадать в воду экскурсанты. Но гидроциклисты запрет игнорируют. Столкновение гидроциклистов в напряженной водной ситуации - тоже вещь чрезвычайно неприятная, и такие случаи были.

Еще одна проблема - «бомбилы», то есть нелегальные перевозчики, катающие без лицензии и без налогов. Их в туристический сезон всегда очень много, а этим летом, предсказывают, будет еще больше. Кризис гонит людей на заработки.

На экскурсионных судах жалуются: катерки сбивают цены. В ГИМС обеспокоены тем, что нелегалов не интересует безопасность пассажиров. Потому, прежде чем садиться в катерок, познакомьтесь с водителем: спросите у него лицензию и удостоверение на право управления судном, выясните, есть ли спасательные жилеты, и наденьте их на детей.

Вообще, как мы поняли, у нас в Петербурге на воде давно не все в порядке. Вроде мы и морская столица, и город рек и каналов, а только в этом году было создано Управление водного транспорта, оно входит в комитет по транзитно-транспортной политике администрации города. 

Городского водного общественного транспорта в Петербурге, как ни странно, нет. Нормального, доступного по деньгам. Нельзя же причислять к нему те метеоры, что катают в Петергоф за 750 рублей туда и обратно.

Некогда шла речь о возвращении речных трамвайчиков, существовавших и в Ленинграде, и даже еще до революции. До революции их называли «финляндчиками» - они относились к  Финляндскому легкому пароходству. Называлось оно так потому, что катало публику на теплоходиках в Финляндию - в дачные местности Терийокской волости. Впрочем, то давняя история. Сегодняшняя же такова, что речных трамвайчиков у нас не предвидится. Об этом сообщили в новом Управлении водного транспорта: кризис!

Алла РЕПИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Кстати

Техосмотр пляжей - также дело ГИМС

Перед наступлением купального сезона инспекция проводит и техническое освидетельствование городских пляжей.

Проверяются:

- укомплектованность спасательных постов обученными спасателями,
- состояние мостков, вышек, детских купален,
- наличие четко обозначенной границы заплыва в местах купания,
- наличие заключения на использование водного объекта в целях купания органами санэпиднадзора и акта водолазного обследования дна пляжа в границах заплыва,
- отсутствие на территории пляжа в границах заплыва пунктов проката маломерных судов, гидроциклов и других плавательных средств,
- наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде, правилами поведения и купания на пляже, данными о температуре воздуха и воды, схемой акватории пляжа с указанием глубин и опасных мест,
- наличие связи с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами.
Если всего этого нет, то это вовсе не пляж, а небезопасный для жизни берег.

 

↑ Наверх