Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Посмотреть на город со своей колокольни

Корреспондент «Вечёрки» опробовал экскурсионный маршрут на самый верх Петропавловского собора

Знаменитому шпицу стукнуло полтора века

Перед Ботным домиком в Петропавловке мы собрались небольшой группой, чтоб отсюда начать восхождение на вершину Петербурга. Я говорю о колокольне Петропавловского собора, знаменитом нашем шпице. К стыду своему, я и понятия не имел, что на колокольню водят экскурсии. Но, оказывается, экскурсии водят уже шесть лет. А нынче отпраздновали торжественную дату: 150 лет со дня установки металлического шпиля на колокольне. С тех пор вид ее не изменялся: она стала именно такой, какой ее знают современные петербуржцы. Юбилей не хуже других.

- У нас же народ спит, - объясняет мне Ольга Слепенкова, наш экскурсовод и одна из кураторов выставки. - Надо было его пробудить, устроить какое-нибудь мероприятие, которое напомнило бы об этой экскурсии, о возможности подняться на колокольню. В свое время подъем сюда был вообще запрещен. Секретный объект. Вдруг стрелок какой с пищалью ляжет на колокольне? А когда началось у нас бесконечное гостевание с посещением колокольни, мы вдруг осознали, насколько это интересно и увлекательно. Почему, спрашивается, только депутат или еще какой-нибудь «родной и знакомый Кролика» может сюда подняться? Мы с Надеждой Глотовой, моей коллегой, стали упрашивать, чтоб нам разрешили устроить экскурсию с выставкой. Нам сказали: «Хорошо. Но только вы сами все устраиваете. Экспонаты берите от прошлых выставок». И там был настолько смешной бюджет, что оплатить получилось только работу художника. Слеплено то есть было из того, что негоже. Денег было столько, что пришлось все устраивать «по знакомству» с тем или другим человеком. Сделать можно было интереснее...

Небесный страж весит полтонны

Действительно, условия работы не самые завидные. Но, видимо, благодаря таланту кураторов получилось очень даже «живенько».

Заходим в собор и тут же сворачиваем в какой-то закуток налево. Оказывается, это не закуток, а первые захоронения Петропавловского собора. Тут же, кстати, прямо под лестницей, уходящей вверх, приютились какие-то надгробные плиты. Здесь и могила царевича Алексея.

- Реальность была достаточно сурова и без мрачных легенд, которыми обросло «царевичево дело». Во всяком случае история о том, что Алексея-де похоронили здесь, чтоб могилу его «попирали ноги поднимающихся вверх», - обыкновенный петербургский миф, - объясняет экскурсовод.

Оказывается, могилы так тесно были расположены просто потому, что места больше не было. Ведь на месте нынешнего собора стоял невеликий деревянный храм.

16 метров вверх. Это уже чердак собора: каменные беленые своды и, кстати, как выясняется, все, что вокруг, и все, что уходит вверх на страшноватую высоту, - нереставрировавшийся участок. Здесь не было капитальных перестроек. Все - Доменико Трезини, подлинник.

С непривычки экскурсанты тяжело дышат после рывка по ступеням вверх. Ольга Слепенкова ждет, пока все придут в себя, а потом рассказывает историю колокольни и собора: о том, как на месте деревянной церкви выросла каменная, как постепенно поднимались все выше ее шпили. И как после нескольких разных ангелов свой сторожевой пост принял нынешний, всем известный небесный страж - в середине XIX века. До этого долгое время на колокольне красовался барочный ангел, похожий на купающегося мальчика.

Тут же среди прочих экспонатов торчит и какая-то довольно нелепая металлическая конструкция, какие-то сваренные между собой арматурины.

- Это и есть наш ангел. Вернее, его внутренний металлический каркас. Тот самый, поставленный в 1858 году. Сейчас он заменен на точную его копию. Кстати, вы можете видеть, что ангел вопреки общему мнению - не флюгер. Он слишком массивен для этого: около полутонны. Чтоб ветер не сломал жесткую конструкцию, внутри предусмотрены специальные шарниры, которые амортизируют давление воздуха. Этот экспонат - наша самая неожиданная находка. Мы его обнаружили на чердаке. Это был просто бросовый, ненужный, руинированный хлам. Но мы решили, что это будет интересный экспозиционный ход. Получается, мы этот каркас спасли. Будущего у него не было.

Это в первую очередь заслуга нашего «хранителя часов» - Андрея Александровича Кудрявцева. Он собственными руками всю эту махину сюда затащил, очистил и смонтировал.

Колокольный звон и очень свежий ветер

Потом мы лезем все выше и выше уже по внутренности колокольни: это огромный каменный колодец, укрепленный деревянными балками. Все держатся за перила. Я тоже стараюсь шагать осторожно.

Преодолевшим сей подъем в награду будет - карильон. Сто раз его слушал снизу, со двора Петропавловки, а вот понять толком, на что он похож, удается впервые. По моему мнению, это что-то вроде органа, только с колоколами вместо труб. Для «пульта управления» там даже отведена специальная застекленная кабинка - и, должно быть, звукоизолированная, чтобы мастер-карильонист не оглох от звона. Колокола висят прямо здесь.

Тем, кто влезает еще выше, в лицо ударяет очень, очень свежий ветер. Все, это открытая площадка с другими колоколами: они приспособлены и для игры звонаря, и для работы механических часов.

- Надо сказать, что вид отсюда действительно замечательный, - говорит Ольга Викторовна. - Мы примерно на высоте смотровой площадки Исаакия. Может, даже чуть ниже. Но с Исаакия вы увидите питерские ржавые крыши. А отсюда?

История - забывчивая дама

Внизу, у чердака собора, мы снова остановились поговорить об обороне Петропавловки во время войны.

- Молодые любители-альпинисты добровольно организовали бригаду для маскировочных работ на колокольне собора. Михаил Бобров, Ольга Фирсова... Хотя и говорят, что никто не забыт, ничто не забыто, - это не вполне так. История, к сожалению, очень забывчивая дама. В бригаде было более 30 человек, но мы не знаем их всех - называем только считанные фамилии.

И тут, словно желая напомнить нечто важное о войне и вообще о времени, в Петропавловке принялась палить пушка. Она устроила целую канонаду, будто снова война. Палила так, что закладывало уши. Тряслись стены колокольни. Сотрясались, как биение огромного сердца, все три века истории Петербурга.

Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх