Что смогли — восстановили
Павловский дворец считается «завершенным объектом»
Старинные книги вернулись
Так много лет прошло после войны, когда в пожаре гибли его сокровища, так много труда реставраторов вложено в этот дворец за более чем 60 лет... И все же до сих пор идет восстановление, воссоздание утраченного.
Больше двух часов водила нас по залам дворца заместитель директора по науке Людмила Коваль. Открывала тайны, обращала внимание на детали.
В «Библиотеке Росси» расставляют старинные книги - интерьер библиотеки пополнился новыми, воссозданными шкафами из волнистой березы...
Здесь, в северной части дворца, в 1944 году был эпицентр пожара, сгорел мебельный гарнитур, созданный в мастерской Гамбса по проекту Росси. Эвакуированными, спасенными от войны оказались лишь два стула. Возрождение интерьера библиотеки идет по сей день, очень помогают благотворители, потому что государственного финансирования на всю эту красоту из волнистой березы нет... Было даже частное пожертвование из Австралии. «Просто приехал человек сюда, увидел Павловск - влюбился!» - так объясняет мотивы Людмила Коваль.
За стеклом книжного шкафа - многотомная «История о странствиях вообще». Мария Федоровна любила и собирала книги о путешествиях, ботанике. Эта библиотека императрицы была, кстати, доступна для ученого люда. Как библиотека Академии наук. В советские времена, еще до войны, книжное собрание подверглось изъятиям. Ботаническая коллекция, например, отправилась в один из научных институтов... А в войну значительная часть книг была вывезена в Германию, где и сохранилась, а потом была возвращена сюда...
Диван и треножник
Четыре дивана, двадцать четыре кресла, четыре консоли и два каминных экрана. Мебельный гарнитур, созданный по рисункам Андрея Воронихина, с 1805 года украшал Греческий зал Павловского дворца. Эвакуировали перед войной лишь один диван, все остальные сгорели. Пятьдесят лет пролежала в фондах музеев спинка одного из диванов, найденная на пожарище. И лишь в 2007 году диван с использованием подлинной спинки решили воссоздать...
Не менее удивительна история и парных ваз-треножников, также созданных по проекту Воронихина, которые украшали Зал мира и Зал войны. Одну спасли в эвакуации, другая - сгорела в пожаре. Но и спасенная ваза была на грани гибели - ее хрустальная чаша дала трещину. Вердикт специалистов, среди которых были и высокие профессионалы Русского музея, был категоричен: реставрация невозможна. И все же реставраторы студии Натальи Южаковой рискнули. Причем, как рассказала Людмила Валентиновна, использовали материалы, применявшиеся скорее в военной промышленности, нежели в реставрации. Они удалили и следы реставрации советских времен, когда мастера вынуждены были склеить трещину на уникальной чаше эпоксидкой - больше просто нечем было... Второй треножник, от которого остались лишь небольшие бронзовые фрагменты, сейчас в процессе воссоздания. «И представьте себе, - продолжает рассказ Людмила Коваль, - даже чашу сделали, хотя стеклянное производство в России полностью загублено: нет Петербургского завода художественного стекла, едва теплится жизнь на заводе в Гусь-Хрустальном. Специалисты есть, но работать негде. В Богемии чашу сделали».
Советские чиновники сидели на стульях из дворца
Максимально сохранить подлинность, бережно воссоздать утраченное, «вписав» в новодел то, что удалось найти на пожарище 1944 года, те фрагменты красоты, что больше полувека пролежали в фондах, ожидая второго рождения, - вот задача современных реставраторов Павловска. Две кариатиды на каминном экране в будуаре императрицы Марии Федоровны. Одна из них - не такая золотая, как ее двойник. Позолота облезла после пожара, ведь фигурка кариатиды была найдена среди пепла. Экран воссоздали, бережно вживив туда подлинную деталь.
Вернулась в Картинную галерею и одна из картин любимой художницы Марии Федоровны Анжелики Кауфман «Смерть Леонардо да Винчи». Павел и Мария приобрели у Кауфман три картины во время своего путешествия в Рим. Две картины оставались во дворце и покинули его только в войну. А «Смерть Леонардо...» была изъята в тридцатые годы минувшего века, но за границу продана не была. А оказалась в антикварном магазине, где ее и приобрел состоятельный ленинградский инженер. Были в советские годы и такие люди. В этой семье картина сохранилась и лишь три года назад вернулась в Павловск, прошла реставрацию и заняла свое место в Картинной галерее.
Позолота проявилась при расчистке мебельного гарнитура восемнадцатого столетия, который ныне украшает Тронный зал. «Родной» гарнитур утрачен, а этот был некогда покрашен белой краской, вместо некоторых ножек были грубо приделаны палки - в двадцатые годы гарнитур был изъят из Шуваловского дворца и долгое время использовался в государственном учреждении. Проще говоря - на нем сидели советские чиновники, особо не задумывавшиеся о том, на чем они сидят. С 1967 года гарнитур находился в фондах Павловска. Когда мебель начали реставрировать, то под краской обнаружили позолоту, восстановили ее, подобрали к мебели обивку - с изображением роз, как любила императрица Мария.
В этом году осенью Павловск отметит 250-летие со дня рождения Марии Федоровны, будут и выставки, и научные конференции.
Выставки. Праздники
До декабря 2009 года в Кавалергардской - выставка новых поступлений: художественный текстиль, бронза, фарфор. С мая по сентябрь 2009 года в недавно отреставрированном Храме дружбы - выставка скульптуры из фондов ГМЗ «Павловск».
31 мая - «Подарим солнце детям», семейный праздник в Павловском парке.
11 - 12 июля - IX фестиваль цветов «Императорский букет».
В июле состоится VIII Международный фестиваль «Большой вальс».
Галина АРТЕМЕНКО, фото Вячеслава АРХИПОВА
Важно: Правила перепоста материалов