Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Мотогонщики ночевали в мастерских

А гоночные команды существовали на многих заводах

До развала СССР мотоспорт (как кросс, так и спидвей) в нашей стране был весьма популярен, государство средств на него не жалело. В Ленинграде, например, функционировали несколько десятков мотоклубов - на Стадионе технических видов спорта ДОСААФ в Сосновке, при Дворце пионеров, на заводе «Светлана». Ветераны питерских мотогонок вспоминают, что мотосекции существовали чуть ли не на каждом предприятии нашего города!

Юноши и девушки, которые охотно садились за руль мотоциклов и впоследствии выигрывали чемпионаты СССР (представительницы прекрасного пола игнорировали только спидвей - травмоопасную дисциплину мотогонок, в которой на «железных конях» отсутствуют тормоза), тренировались минимум трижды в неделю - на чешских мотоциклах. Естественно, бесплатно. Платили только за страховку, которая по тем временам стоила копейки, да еще за фирменный гоночный костюм, если гонщику хотелось выделиться, - большинство спортсменов на старт выходили в обычных, советских. Остальное (техника, бензин, запчасти, участие в соревнованиях) финансировалось государством - через ДОСААФ. Благо никого из секции не отчисляли - «бесперспективные спортсмены», продолжая заниматься в клубе, становились классными механиками, могли собственноручно собирать мотоциклы.

«В мастерских можно было дневать и ночевать - это даже приветствовалось, - вспоминает бывший мотогонщик наш земляк Андрей Карпов, который занимался на Стадионе технических видов спорта в Сосновке и который, кстати, сам собрал один мотоцикл. - Но существовала установка: юный спортсмен сперва пару месяцев работал с «железом», крутил, так сказать, гайки - учился досконально разбираться в моторе и прочих частях мотоцикла. Зато, выходя на старт, он уже чувствовал «железного коня» с полузвука».

...Все развалилось в конце 1991 года. В Россию перестали поставлять чешские мотоциклы, а стадионы были брошены на произвол судьбы. Знаменитый трек в Сосновке закрыли якобы на реконструкцию - тем более что финансирование по линии ДОСААФ прекратилось. И хотя Стадион технических видов спорта все еще существует и принадлежит РОСТО (преемнику ДОСААФ), но спидвей там не развивается вовсе, а мотокроссмены платят за все из собственного кармана. Вплоть до того, что приходить на тренировки они вынуждены со своими мотоциклами...

«Но самое неприятное - друзья, которые по-прежнему там тренируются, боятся, что стадион в Сосновке прекратит свое существование, - продолжил Андрей Карпов. - У РОСТО трек могут отобрать, и на том месте, где пока еще ревут моторы, вырастут дома».

Борис ОСЬКИН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх