Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Эксперты купили разноцветный бензин

Эксперты нескольких общественных организаций Петербурга вчера провели рейд по автозаправочным станциям, чтобы собрать пробы для проведения экспресс-анализа. Результаты, которые показал специальный прибор, оставляют желать лучшего, но, увы, юридической силы не имеют. Впрочем, государственным надзорным органам не менее сложно доказать факт торговли некачественным бензином и наказать виновного.

Рейд организовали представители Общественного комитета по защите прав автомобилистов, Всероссийского общества автомобилистов и других некоммерческих объединений. Подготовка шла больше недели - время и маршрут держались в тайне. Тем не менее, как сообщили организаторы на пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве, была и диверсия. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, не участвовавшего в этом мероприятии, разослал по офисам топливных компаний письмо с предупреждением о возможном заезде на их АЗС в понедельник экспертов. Но, судя по всему, угроза общественной экспертизы никого не напугала. И операторы заправок восьми компаний, которые удалось посетить делегатам от потребителей, с удивлением встречали автобус с людьми, которые требовали паспорта качеств и сертификаты соответствия, а потом наполняли 95-м бензином мерную канистру.

Впрочем, обошлось без эксцессов. Только на АЗС «Лукойл» представитель компании порывался вызвать охрану, а на заправке «ПТК» нам сначала отказались показывать документы. Тем не менее отказать в продаже бензина не смогли. Ну а все остальное было делом техники. Бензин с восьми АЗС был разлит по прозрачным канистрам, и из каждой были взяты пробы.

Недоливов не было. Удивила разница цвета топлива - от светло-лимонного до темно-оранжевого. Октановое число всех 95-х тоже разнилось - от 92,2 до 97,6. А в одном случае прибор упорно в течение многих перепроверок показывал 999, что в принципе невозможно.

За комментариями корреспондент «Вечернего Петербурга» обратился к руководителю Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Ростехрегулирования) Василию Смеречуку. Он сразу же предупредил нас, что, хотя показания прибора в семи из восьми случаев выглядят объективными, доверять им нельзя:

- Исследование бензина - очень сложная и дорогостоящая операция. Аттестованным лабораториям мы за каждую пробу платим 10 тысяч рублей, а одна АЗС обходится нам как минимум в 60 тысяч рублей. Сейчас мы потратим 80 тысяч на проверку тех проб, которые были взяты сегодня представителями общественных организаций. Они тоже не будут иметь юридической силы. Но дадут мне повод направить своих специалистов на АЗС, вызвавшие наибольшие подозрения, - сказал г-н Смеречук.

Он также пояснил, что «три девятки» могли появиться из-за присутствия в топливе специализированных спиртовых присадок или газолина. Ну а «правильный» цвет бензина - светло-лимонный:

- Меня насторожил оранжевый цвет бензина с двух АЗС. Я уже позвонил представителям этих компаний и убедился, что никаких красителей в их продуктах нет. Но возможно, столь насыщенные цвета тоже определяются какими-то примесями. Ведь сейчас каждая компания придумывает свои присадки - одни повышают октановое число, другие работают на очищение двигателя. Самое опасное для двигателя - наличие воды и нестабильного углеводорода.

Правда, Василий Смеречук поспешил успокоить петербургских потребителей: наличие большого количества топливных компаний в городе сделало их работу более-менее прозрачной.

- Поэтому если мы и находим нарушения, то, как правило, виноваты операторы АЗС. Но в основном они манипулируют не с качеством бензина, а с его количеством - недоливают, - говорит г-н Смеречук.

Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх