Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Борьба за лидерство уложила шимпанзе в больницу

Корреспондент «Вечернего Петербурга» присутствовал на уникальной операции

Сложную операцию провели специалисты Санкт-Петербургской городской станции по борьбе с болезнями животных. Врачи спасали 18-летнюю шимпанзе Доню - обитательницу приматологического питомника Института физиологии имени И. П. Павлова РАН. Она мучилась болями в животе и две недели почти ничего не ела. Корреспондент «Вечернего Петербурга» вместе с медиками наблюдал за ходом операции от начала до конца.

ПРОЦЕДУРА была чисто диагностическая. Доне проводили фиброгастродуоскопию. С «человеческой» точки зрения, ничего уникального в этой процедуре нет. Но тут надо представлять, что такое 18-летняя человекообразная обезьяна. Те шимпанзе, которых мы видим в цирке, - дети, которые играют на арене с дрессировщиками. К пяти годам с ними уже работать нельзя - могут ненароком покалечить. Доня же в расцвете своих звериных сил. И даже то, что она провела две недели почти без еды, не мешает ей быть опасной для окружающих. Особенно если что-нибудь не нравится и больно. А кому могут понравиться тесная клетка, тряска в машине по дороге из питомника в клинику и успокаивающие уколы? Поэтому добрая половина времени, затраченная на Доню, ушла на то, чтобы ее успокоить.

Врачи, используя седативные препараты, при помощи сотрудников питомника с огромным трудом успокоили Доню, передав ее на руки заведующей хирургическим отделением Горветстанции Светланы Степановой. Шимпанзе положили на операционный стол, закрепили челюсти специальным приспособлением. Поскольку даже у спящих животных рефлексы сохраняются, и если закроет обезьянка челюсти, то хирург может остаться без руки.

Диагноз поставили быстро - язва. Так как даже медикаментозное лечение обезьяны, пребывающей в сознании, опасно для жизни, Доню решили не будить, а через капельницу ввести все необходимые для первого этапа выздоровления лекарства.

Тут мы должны сказать пару слов о месте, где проходила операция. Как рассказал нам начальник отдела информации Горветстанции Владимир Прохин, сейчас это единственное в стране ветеринарное учреждение, не считая, конечно, узкоспециализированной клиники при Цирке на Цветном бульваре, где можно лечить крупных хищников. Сюда привозили даже тигров. А Доню петербургские врачи наблюдают уже несколько лет. Правда, предпосылок к язве желудка у нее не было.

Поэтому, пока она лежала под капельницей, Светлана Степанова пыталась узнать у ведущего научного сотрудника Института физиологии имени И. П. Павлова Тамары Кузнецовой, изучающей поведенческие особенности человекообразных обезьян, возможные причины появления этой болезни. Оказалось, что Доня всегда тяжело переносила стрессовые ситуации. В апреле у нее с одной из самок началась борьба за первенство. Доне пришлось уступить И не исключено, что язва открылась на нервной почве.

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора

↑ Наверх