Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Михайловский сад превратился в лабиринт

Девиз нынешнего фестиваля садово-паркового искусства «Императорские сады России» звучит весьма философски: «Лабиринт - орнамент - символ». В прошлом году фестиваль за три дня посетили 60 тысяч человек! Будет ли побит прошлогодний рекорд? Корреспондент «Вечёрки» побывала на открытии и обошла все двадцать лабиринтов.

Сделать Михайловский сад продолжением музейных залов

Пенсионерки в панамках и молодые мамочки с колясками стекаются к Михайловскому саду с его благословенной тишиной и прохладой и разочарованно поворачивают обратно. «Ах, как жаль, что сегодня сад закрыт! Не знаете, по какому случаю?» - переговариваются старожилы.

В дни фестиваля в сад действительно можно будет попасть только по билетам.

Директору Русского музея Владимиру Гусеву садовый пейзаж к лицу больше, чем парадные интерьеры дворцов Русского музея: со своей бородой, загорелым открытым лицом и демократичной манерой общения он чем-то похож на персонажа чеховской пьесы.

Директор особенно рад, что это уже второй фестиваль: «Это означает, что мы, несмотря на финансовый кризис, сдержали свое обещание. И еще радует неподдельный интерес зрителей, которые в прошлом году «проголосовали ногами». За три дня работы фестиваля Михайловский сад посетили 60 тысяч человек! И никакого ущерба саду такое нашествие публики не нанесло - даже газоны не пострадали! Фестивалями цветов сегодня никого не удивишь. Если бы мы устроили просто еще одно гламурное шоу, это было бы неинтересно. А мы решили сделать сад продолжением музейных залов. Конечно, мы хотели бы покрыть часть расходов. Но это не главное. Важно показать музейный подход к саду, следуя словам Дмитрия Сергеевича Лихачева. Постараемся сделать, чтобы и Летний сад в дальнейшем обрел второе дыхание, как и Михайловский».

Соловьев здесь пока нет, но грачи уже прилетели

В саду двадцать ландшафтных композиций, решенных дизайнерами в самых разных стилях и манерах - от вариаций на темы античности до хай-тека. Использованы разные материалы - растения, фрукты, мох, зерновые, камни, зеркала, пенобетон, подсветка.

Объединяет же их главная тема фестиваля - лабиринт.

Древний и довольно мрачный символ, известный с детства по античному мифу о храбром Тезее, злобном чудовище Минотавре с бычьей головой и человеческим телом и прекрасной Ариадне. Лабиринт - символ всего сущего. Спираль ДНК, несущая информацию о человеке и всех его предках, прихотливо закрученный узор на человеческих пальцах, в котором закодирована судьба, спираль времени, в которой прошлое непременно пересекается с будущим, извивы подсознания с его тупиками и темными углами...

 «Я боялся, что столь сложная тема может оттолкнуть желающих участвовать в конкурсе, - вспоминает Владимир Гусев. - Но оказалось, что мы попали в точку, в мировые тенденции. Потому что лабиринт - очень актуальная тема в современном садово-парковом искусстве. Это связано и с тем, что, как всегда на переломе веков, усиливается интерес к мистике. И с тем богатством исторических, культурных и философских ассоциаций, которые пробуждает лабиринт. Ведь лабиринт - это загадка!»

«Не знаю никого, кто бы не любил лабиринты», - вторит ему председатель жюри конкурса ландшафтного искусства Эдриан Фишер, который прославился на весь мир тем, что в 2008 году, к началу Олимпийских игр в Китае, спроектировал лабиринт длиной в восемь километров.

Детский смех раздается с игровой площадки, где устроена инсталляция по мотивам философской сказки «Маленький принц». Приятно, что авторы порадовали детей, но от сказки Антуана де Сент-Экзюпери здесь ничего нет, кроме одинокой белой розы, затерянной в зелени, детских рисунков и знакомых с детства цитат («Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце!», «Ты в ответе за всех тех, кого приручил!»).

А вот композиция Николая Полисского «Грачи прилетели!», несмотря на простоту идеи, кажется куда более интересной. На зеленой траве сидят большие черные птицы - целая стая.

А как насчет живых пернатых? Елена Штиглиц, ландшафтный архитектор Русского музея, рассказывает о крылатых обитателях Михайловского сада: «После реставрации сада птиц здесь прибавилось. Два вида дроздов, скворцов, зябликов, синицы большие и малые, пеночки, поползни... Вот только соловьев, к сожалению, пока нет!»

Очень забавна композиция «По следу», в которой лабиринт предстает в виде отпечатка... собачьей лапы! А состоит он из множества деревянных плоских собачек, которые цепляются за хвостики друг друга. В середине - решетки, которые в идеале должны быть обвиты зеленью...

Вообще заметно, что тема лабиринта многих дизайнеров увела куда-то не туда - заплутали они в поисках тайных смыслов и философских идей. Читаешь аннотацию - мощная идея! Смотришь на композицию - а где же она? Все-таки садово-парковое искусство требует декоративности и даже практичности, это ведь не абстрактная живопись или концептуальная поэзия!

Потому вызывают уважение композиции, в которых тема раскрыта именно средствами ландшафтного искусства - с помощью деревьев, цветов, камней, мха. Среди таких многодельных работ - композиции «Сицилианский сад в Пруссии» и «Северная звезда». Первая - фантазия на тему знаменитых садов в Сан-Суси, вторая - воспоминание об основании Петербурга.

Я заметила, что многие посетители фестиваля подолгу стояли возле композиции на тему японского каменного сада. Деревянный фронтон, на котором висят и развеваются на ветру бумажные ленты, а рядом - семь камней. Как объясняют авторы, число семь - глубоко символично. Это семь дней творения, семь смертных грехов, семь тонких тел у человека...

А мне лично наиболее понравилась композиция «Северный лабиринт», созданная по мотивам суровых пейзажей Соловков: концентрические круги, выложенные из камней и бревен, увлекают в свой водоворот вопреки воле, не дают вырваться на свободу...

«Как будет соблюдаться техника безопасности? А вдруг кто-то заблудится в лабиринтах?» - поинтересовалась я у директора Русского музея. «Мы будем всех посетителей пересчитывать!» - отшутился Владимир Александрович.

Живая музыка и ожившие статуи

Кроме лабиринтов в Михайловском саду в эти дни обещают еще много интересного. Это театральные представления и перформансы, джазовая и классическая живая музыка, фильмы о садово-парковом искусстве и даже... воплощенный в реальность ночной кошмар - «ожившие» античные статуи!

К Международному дню защиты детей приготовлена специальная программа с мастер-классами, кукольным театром и концертом.

Запланированы экскурсии по выставке, в том числе вечерние  - до 23 часов.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх