«Красину» и Нобиле — ледоколу и человеку
Сегодня в Петербурге стартует серия мероприятий, посвященных 100-летию итальянской аэронавтики
Команду Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия» над Арктикой, спас советский ледокол «Красин». Так что для потомков генерала Нобиле, прибывших в Петербург, визит на заслуженный ледокол - дань почтения. Сегодня итальянская делегация посетит плавучий музей. И сегодня же вечером, в 18.30, в помещении Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества (на Литейном, 60) состоится открытие выставки работ итальянского фотографа Паоло Гарофало. Там пройдет и демонстрация документального фильма об экспедиции Нобиле и помощи «Красина», и презентация книги Армандо Водза «Полночное солнце. История жизни Умберто Нобиле». Во всех этих мероприятиях примут участие потомки генерала - Умберто Скеттино Нобиле и Сильвана Фьорито.
...Подвиги очень легко забываются с течением времени. Чтоб помнить о них, люди ставят памятники своим героям. Их отливают в бронзе. Но из всех созданий человеческих рук именно корабль как бы оживляется силой духа тех людей, что служат на нем. Корабль, на котором работали люди-герои, тоже становится героем. Такие корабли, уходя на покой, сами превращаются в памятники.
Таков и знаменитый ледокол «Красин».
На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Тогда, сойдя со стапелей британской фирмы «Армстронг», он носил имя «Святогор».
Переименованный в 1927 году «Красин» совершил множество спасательных экспедиций, избавляя от смерти людей, терпящих бедствие в арктической пустыне. Он помогал осваивать Северный морской путь и стал «дедушкой» - прототипом многих паровых и атомных ледоколов.
Во время войны «Красин» торил дорогу транспортным караванам. За ним охотился немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Только чудо спасло ледокол и его караван от встречи с врагом. И после войны «Красин» продолжал арктическую работу.
Сейчас, пробыв в работе более 60 лет, ледокол-музей «Красин», филиал Музея Мирового океана, мирно стоит на приколе у набережной Лейтенанта Шмидта (у Горного института). Нам захотелось выяснить, в каком сейчас состоянии ледокол-герой и что можно увидеть, посетив его.
- Проводятся обзорные экскурсии по ледоколу, - рассказали нам в пресс-службе музея. - Тут можно услышать рассказ об истории ледокольного флота, об исследованиях Арктики, о подвигах экипажа ледокола, вообще о жизни и работе полярных мореплавателей. Посетители смогут совершить прогулку по палубе «Красина», осмотреть каюты офицера, капитана и начальника научной экспедиции, кают-компанию, капитанский мостик и штурманскую рубку.
Отдельная экскурсия - в машинное отделение. Здесь гостям расскажут о работе паровых машин, которые, в сущности, являются сердцем «Красина».
А еще мы проводим игры и тематические экскурсии для школьников.
Взрослым надо будет заплатить за экскурсию 100 рублей, школьникам - 50, а за экскурсию на английском языке иностранные посетители должны будут заплатить 200 рублей.
- В каком сейчас состоянии ледокол «Красин»? Нуждается ли он в ремонте?
- Конечно, старый корабль всегда нуждается в ремонте. Но на «Красине» регулярно осуществляются все необходимые ремонтные процедуры. На это тратятся большие деньги. «Красин» занесен в Морской регистр и ежегодно проходит регистровые проверки. Так что можно быть уверенным: ледокол ни в коем случае не в аварийном состоянии.
...А 29 мая в Театральном зале Музея Достоевского флорентийская театральная компания «Наррамондо» представит моноспектакль «Красная палатка, или «Дело Нобиле» в исполнении Луиджи Альберта. Режиссер спектакля - Раффаэлла Тальябуэ. Спектакль пройдет на итальянском языке, без перевода. Но многие и так помнят, что «Красная палатка» - это кодовое название лагеря потерпевшего крушение экипажа «Италии». А еще многие, конечно, помнят замечательный советско-итальянский фильм «Красная палатка» с участием прекрасных наших и итальянских звезд и с потрясающей музыкой Александра Зацепина, снятый в 1969 году.
И это тоже - памятник. Так, передаваясь по цепочке от поколения к поколению, и сохраняется память о подвигах людей и кораблей.
Федор ДУБШАН
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов