Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Раскольников на фоне советского моста

Как власть выполнила заказ клира Никольского собора 1820 года и не испортила исторический ансамбль

Созданный в середине XVIII века гением Саввы Чевакинского ансамбль с Никольским Морским собором и колокольней, своеобразным обрамлением которого служат Крюков и Екатерининский каналы, с одной стороны, удивительно гармоничен; с другой -  характеризует как парадный, так и разночинный Петербург. Поэтому кинорежиссеры, снимая фильмы, в которых действие разворачивается в дореволюционном Петербурге и не желая ошибиться в представлении образа города как одного из героев будущего фильма, нередко показывают панораму Никольской площади со стороны Садовой улицы. Кажется, тут все - по меньшей мере XIX век.

Уж на что Лев Кулиджанов, снимая «Преступление и наказание», был щепетилен в выборе городских панорам, дабы нигде ненароком не снять вместо петербургского вида ленинградский фрагмент, но и он не смог обойтись без вида Никольского собора. А ленинградский фрагмент - тут как тут. На первом плане. Это - мост через нынешний канал Грибоедова, бывший Екатерининский, который в романе Достоевского упоминается как «канава».

Но нет никакой фальши в киноленте. Все естественно, все - оттуда, из времени, в котором разворачивается трагедия Родиона Раскольникова.

Пешеходный мост, носящий вполне характерное советское название - Красногвардейский, - появился лишь в 1957 году. Тогда, к сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции, вдоль Крюкова канала было построено три пешеходных моста: Красноармейский через Фонтанку, Красногвардейский - через канал Грибоедова и Краснофлотский - через Мойку.

Самым знаменитым из этих трех мостов благодаря открыточным видам и художественным фильмам стал Красногвардейский. В том, что он стал таковым, безусловно, заслуга ансамбля Никольской площади. Но не меньшая - архитектора Владимира Васильковского, спроектировавшего этот маленький по размеру и громадный по своей значимости для города шедевр. А причина этого кроется не только в таланте мастера, но и в чувстве родного города, в ощущении его традиций и высокой градостроительной и художественной культуры.

Творчество Владимира Васильковского следует считать образцом того, как в историческом центре можно создавать новые архитектурные и инженерные объекты, настолько гармонично входящие в облик города, что без них Петербург трудно представить. К примеру, невозможно представить тот же канал Грибоедова без пешеходного Итальянского моста, с которого туристы любят снимать Спас-на-Крови, а ведь нынешнее художественное оформление этого моста выполнил тоже Владимир Васильковский.

Ну а возвращаясь к Красногвардейскому мосту, нужно сказать, что советская власть... выполнила заказ клира Никольского собора 1820 года. Мост - самый обычный, деревянный, без каких-либо украшений - клир просил построить для удобства прихожан.

Через сто тридцать семь лет прихожане храма, не закрывавшегося ни на один день в послереволюционное время, получили долгожданный мост через канал. И какой! Мост, без которого, кажется, не может быть ни пушкинского Петербурга, ни Петербурга Достоевского.

Алексей ЕРОФЕЕВ 

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх