Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Святейший пообщался с молодежью в Ледовом дворце

Патриарх Кирилл ответил на непростые вопросы поколения next

В минувшую пятницу на спортивной арене яблоку негде было упасть - более 8 тысяч петербургских студентов, курсантов, учащихся духовных учебных заведений пришли на встречу с предстоятелем.

Патриарх Кирилл охотно рассказал, что лучшие годы жизни провел в Петербурге и чувствует себя здесь как дома. Затем глава РПЦ непосредственно приступил к тому, ради чего и приехал в Ледовый, - постарался ответить на вопросы молодых. Некоторые ответы мы публикуем.

О главной задаче церкви

- Сейчас многие молодые люди легко называют себя православными, но реально их жизнь ничем не отличается от жизни других людей. Как вы думаете, можно ли изменить эту ситуацию?

- Действительно, так оно и есть... Очень многие люди связывают себя с православием чисто культурологически. Задаешь вопрос: «Вы кто по вероисповеданию?» Иногда слышишь в ответ: «Я атеист». Потом начинаешь с ним беседовать: «Ну какой же вы атеист? Вы крещеный?» - «Да, я крещеный». И я замечаю, что тогда уж лучше говорить «плохой православный», а не атеист... Очень важно понимать, что православие есть важнейший фактор нашей культурной самоидентификации. Без этого фактора мы не можем говорить, что в полной мере принадлежим народу русскому. Не столько русскому этнически, сколько - российскому народу, воспитанному в культурной традиции православия. Очень важно, чтобы культурологический взгляд на православие как на один из факторов самоидентификации личности наполнялся реальным содержанием. Надо, чтобы теория соприкасалась с практикой. И сегодня главная за-дача церкви заключается в том, чтобы это огромное количество людей, которые называют себя православными в силу традиции, стали православными по образу жизни. Чтобы христианская мотивация использовалась нашим народом не только в личной жизни, но и в жизни общественной. Вот это и есть подлинная религиозность народа - когда народ мотивирует свои поступки в том числе и высокими нравственными христианскими идеями. Перед нами большой путь, который нужно пройти. Очень важно, чтобы сюда вовлекалось студенческое, молодежное сообщество. Потому что в конце концов мы говорим не о чем ином, как о будущем страны. Россия будет великой страной тогда, когда научится сопрягать духовное с материальным и временное с вечным.

Об армии

- Ваше святейшество, насколько важна церковная миссия в армии и какие формы работы были бы, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

- В большинстве стран мира религиозные организации работают в армии. По чисто историческим обстоятельствам мы до сих пор не можем выйти на ту модель взаимодействия церкви и других традиционных религий с армией, которые бы обеспечивали регулярное пастырское попечение, пастырскую заботу о военнослужащих, - на создание института военных священников. На протяжении 15 лет на уровне приходов православной церкви осуществляется работа с Вооруженными Силами. Наработан положительный опыт, но вместе с тем, считаю, нынешняя форма взаимодействия не до конца удовлетворительна. Потому что священник должен быть в казарме, должен быть рядом с военными, разделять с ними все тягости жизни, опасности и быть примером не только на словах, но и на деле. Для того чтобы этот потенциал церкви реализовать в очень важной сфере - воспитания военно-служащих, - необходим институт военного духовенства. Знаю, что существуют определенные трудности, но также и знаю, что в самих ВС растет понимание того, что нужно переходить к такой форме взаимодействия.

О любви

- Если человек влюбился, как ему понять - это любовь от Бога или нет?

- Можно вам рассказать одну страшную историю? В церкви есть такой обычай: испрашивать благословения на брак у архиерея (речь идет о семинаристах). Я никогда не подписывал таких прошений формально - всегда пытался встретиться с этими людьми, хотя бы на минуту. Когда обладаешь большим жизненным опытом, иногда достаточно взглянуть на человека и понять многое. Как-то раз пришла ко мне одна молодая пара - они приехали на мотоцикле. Взглянув на них, почувствовал, что у меня возникло какое-то внутреннее сомнение, чисто интуитивное. Показалось что-то странное в том, как быстро они хотят вступить в брак, и в том, что они рассказали друг о друге. И тогда я задал вопрос, который озвучу с некоторым трепетом. Я спросил у молодого человека: «Ты эту девушку давно знаешь?» - «Месяц или два». - «Ты любишь свою избранницу?» - «Очень». - «А могу я тебе вопрос в качестве теста задать? Вот вы приехали сюда на мотоцикле - я люблю тех, кто ездит на мотоцикле, сам начинал с мотоцикла, - и вдруг падаете, и в результате аварии она становится инвалидом на всю жизнь. Ты будешь готов сказать мне то, что ты сейчас сказал?» Мне не нужен был его ответ - нужна была его реакция: я увидел полное замешательство в его лице - он понял, что речь идет о чем-то очень важном... Что такое любовь? Как понять: любишь или нет? Любовь всегда связана с жертвой - это удивительно, но это так! Если человек не способен пожертвовать для другого - своим здоровьем, своими деньгами, своим временем, своим вниманием, значит, он не любит. Способность отдавать себя другому - это и есть самый надежный показатель чувства.

О современной вере

- Ваше святейшество, можно ли совместить веру и современный образ жизни?

- Если вы под современным образом жизни подразумеваете грех, то можно. При условии осознания греха и покаяния, которое выведет человека из состояния греха. А если вы под этим подразумеваете современную культуру, то ведь Христос обратился не к какой-то одной культуре. Он же обратился ко всему миру. Есть некоторые изводы такой молодежной культуры, которые несут в себе раскрепощение темных инстинктов и разрушение человеческой личности, - вот с такой культурой невозможно сочетать веру. А все, что касается современных форм выражения культурной жизни, - это все то, что в полной мере может быть включено в религиозную жизнь человека. Если вы под православием понимаете православную субкультуру, которой мы дорожим, - я вот к вам пришел не в джинсах, а так, как мне полагается быть одетым, - это православная субкультура, я ею дорожу. Христос принес универсальное учение, которое может быть усвоено в рамках любой культуры, в том числе и современной культуры. И задача заключается в том, чтобы наши священнослужители, проповедуя Христа, не ставили жестких условий, что твое воцерковление будет автоматически означать принятие всех атрибутов традиционной православной субкультуры. Но одновременно и люди современные должны понимать, что, когда они приходят в церковь со своей собственной культурой, у них должно быть чувство ответственности за сохранение церковной общины и бережное, уважительное отношение к тем, кто является носителем традиционной церковной культуры.

Подготовила Людмила КЛУШИНА

↑ Наверх