Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

После давки в метро горожанам предлагали Андромеду

По городу на «Газелях» возили гигантские копии шедевров из коллекции Эрмитажа

В минувшие дни, когда Петербург отмечал свой день рождения, среди ревущего потока автомобилей на улицах можно было заметить диво дивное - «газели», на которых были укреплены знакомые с детских лет картины великих мастеров, хранящиеся в Эрмитаже. Рубенс, Поль Гоген, Клод Моне... Конечно, это не подлинники, а копии, но выполненные тщательно, не придерешься.

Акция «Путешествие картин» началась 27 мая на Дворцовой площади, когда из главных ворот Зимнего дворца выехала автоколонна с шедеврами. Несколько дней картины возили от одной станции метро к другой: «Купчино», «Озерки», «Гражданский проспект», «Ленинский проспект», «Черная речка».

Представьте только: выходящие из метро помятые в час пик люди вдруг натыкаются взглядом не на опостылевшие рекламы напитков, продуктов и гигиенических средств, а на даму, изображенную Клодом Моне, - стоящую в белом платье под кружевным зонтиком в цветущем саду. Или на роскошно обнаженное тело рубенсовской Андромеды, которую только что спас храбрый Персей. Или на прекрасную, загадочно улыбающуюся таитянку Поля Гогена.

Рассказывая на одной из пресс-конференций о смысле этой акции, вице-губернатор Алла Манилова сообщила, что музейщики из Лувра восхитились идеей, которая пришла в голову их петербургским коллегам, и пообещали непременно устроить нечто подобное в Париже. В самом деле ведь, иначе какой-нибудь чернокожий житель парижских предместий никогда не увидит Джоконду или Венеру Милосскую - не дойти ему до Лувра.

По словам председателя комитета по культуре Антона Губанкова, «Путешествие картин» придумано для того, чтобы показать людям того круга, которые не посещают музеи, какие шедевры там хранятся. Встретятся они на бегу с прекрасным, устыдятся собственной лени и, глядишь, выберутся не в ночной клуб или на огород, а в Эрмитаж или Русский музей.

Как сообщили «Вечёрке» в пресс-службе Русского музея, они тоже вскоре начинают просветительский проект «100 шедевров на улицах Петербурга и Москвы» (о нем обещаем рассказать). Это будут репродукции картин Русского музея - высокого качества, в рамах, большого размера, развешанные прямо на стенах домов. Продлится эта своеобразная выставка полгода.

Мы поинтересовались мнением петербуржцев по этому поводу.

Как вы думаете, могут ли привлечь подобные дорогостоящие просветительские акции публику в музеи, пробудить интерес к живописи?

Илья Доронченков, профессор, искусствовед, преподаватель Академии художеств и Европейского университета:

- Тут нужен социологический опрос, необходимо спрашивать у тысячи простых людей: помогла ли вашему просвещению встреча с «Мишками в сосновом лесу» на углу Большой Морской и Гороховой? Мне такие передвижные репродукции не попадались. Но представить себе такое нетрудно, тем более что есть и репродукции огромного размера на рекламных щитах. У меня отношение к такого рода вещам двойственное. С одной стороны, пусть будут картины, а не реклама, скажем, сигарет. С другой - встает вопрос: кому выгодно? - так как рекламный мир не то место, где работают из альтруизма. Весьма вероятно, что это изящный ход рекламщиков, которые в условиях кризиса столкнулись с падением спроса на свои услуги - а рекламные места должны быть заняты. Привлечет ли это народ в музеи? Думаю, непосредственным образом - нет. В музей идут не потому, что увидели на улице, условно говоря, «Трех богатырей». Мотивировка этого поступка другая. Но присутствие «статусных» произведений живописи в публичном пространстве - это неплохо. Я радуюсь, когда вижу на афишной тумбе у «Удельной» сезанновскую «Гору Сент-Виктуар», так как помню, что такое было невозможно лет тридцать назад. А вот абстрактную картину мы на таком щите пока не встретим.

Юрий Макаревич, дизайнер:

- Для искоренения дебилизма в массах все средства хороши. Я даже готов нести налоговое бремя. И даже надеюсь, что все эти грузовики помогут хоть одному человеку прийти в Эрмитаж. Ну не завтра, хоть через год, если это случится - никаких денег не жалко!

Михаил Кромм, художник:

- По-моему, это выглядит глупо и непродуманно (освоение бюджета?). Возможно, эта акция была навеяна впечатлением от посещения чиновниками Финляндии в Дни культуры Санкт-Петербурга в Хельсинки (в апреле там побывала огромная делегация). Приобщение народных масс к искусству в Хельсинки выглядело так - на железных технических ящиках (узлы газоэлектроразводки), которые стоят возле каждого дома, были прикреплены принты (фото 60 х 80 под оргстеклом) работ молодых современных художников. Без имен и названий, только маленький, едва читаемый логотип музея... Висели эти принты не только в центре, а по всему городу.

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Татьяны ПОЖИДАЕВОЙ

↑ Наверх