Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Таким, как он, все равно не станешь!»

О Вячеславе Невинном рассказывает его сын — Вячеслав Невинный-младший

Театральная Россия проводила сегодня в последний путь еще одного замечательного актера - народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Невинного. Его сердце перестало биться на 75-м году жизни. Сыграв сотни ролей в театре и кино, он оставил после себя добрую память в сердцах зрителей. Кроме всего прочего, Невинный оставил театру еще и династию, своего сына - актера Вячеслава Невинного-младшего, который и поделился с нашим корреспондентом воспоминаниями об отце.

Играть с родителями - наслаждение

- В нескольких проектах мне посчастливилось выходить на сцену вместе с отцом. Помню, в Петербург мы приезжали с антре-призным спектаклем «Московские страсти» Татьяны Догилевой. Не только в антрепризах, но и во мхатовских спектаклях мы не раз играли с отцом, а в комедии «Длинный язык» по Чехову еще и с Ниной Ивановной Гуляевой, моей мамой. В общем, всей семьей! Впрочем, не только в вышеназванном проекте, а еще и в «Брехтиане» Марка Розовского, а также в спектакле Николая Шейко «Блаженный остров» по пьесе Саввы Кулиша. Меня знакомые и приятели часто спрашивали: «Ну и как тебе играется на сцене с родителями?» А я не вижу проблемы. Играть с такими замечательными артистами - одно наслаждение. Когда мы выходили на сцену, сразу же забывали, кто есть кто, становились не родителями и детьми, а партнерами. Сцена в этом отношении - необыкновенное пространство. Нередко люди, находящиеся друг с другом в конфликте и даже во враждебных отношениях, выходя на сцену, начинают друг друга по-настоящему любить или, во всяком случае, хорошо относиться. Все личные проблемы во время спектакля отходят на задний план. У сцены есть удивительное терапевтическое воздействие. У артистов в момент спектакля пропадают насморк и кашель, падает высокая температура, и если поранить руку, то кровь сворачивается. Мой отец это очень хорошо знал... Последнее время он тяжело болел, ему помогали замечательные врачи, но и сцена его лечила! Он уже принимал различные препараты, медикаменты, но долгое время зрители об этом даже не догадывались, так как на сцене проблемы практически покидали отца. Впрочем, он всегда отличался необыкновенной бодростью духа.

Театр - это своего рода обман

- Многие считают, что родители страстно желали, чтобы я продолжил династию, - продолжает Вячеслав Невинный-младший. - Но меня родители скорей отговаривали, честно предупреждали, что работа эта очень серьезная, тяжелая, часто без цветов, шампанского и званий. Говорили, что, прежде чем к тебе придут награды и народная любовь, должно пройти много времени. Я это все намотал на ус и теперь уже почувствовал на своем горбу.

- Две внучки Невинного-старшего, ваши дочери, станут актрисами?

- Гены актерские у них очень сильны. А если выбор профессии происходит на генетическом уровне, то бороться бесполезно, ведь это как болезнь. Но пока еще говорить всерьез рано: Иветте - пятнадцать, Василисе в ноябре будет семь. Старшая часто бывала на спектаклях дедушки с бабушкой и папиных.

- В том, что вы носите фамилию и имя отца, нет ли какого-то комплекса, даже рокового момента?

- Ничего такого рокового не чувствую. Артистическая жизнь ведь очень материальна, сам процесс весьма тривиальный, земной, многое построено на расчете, на том, чтобы понравиться публике, вызвать ее сиюминутную реакцию. По большому счету театр - это своего рода обман.

Хотя во МХАТе был один такой спектакль «Тойбеле и ее демон», который изобиловал мистическими вещами на сцене и вне ее. Так, неожиданно трагично закончилась судьба некоторых артистов, занятых в этом спектакле, - Елена Майорова и Сергей Шкаликов рано ушли из жизни при загадочных обстоятельствах. Играя именно в этом спектакле, мой отец неожиданно упал в люк  с высоты почти три метра, сломал ребра, попал в больницу Склифосовского. Что это было? Поскольку в спектакле речь шла о демонах, все сразу же заговорили: «Мистика!» Но, может быть, это было совпадением. Во всяком случае я не жалею, что не был занят в этом спектакле.

Отец был кулинаром исправным

- Ваш отец довольно часто говорил, что в его семье командир - жена...

- Однозначно! С мамой у нас всех прекрасные отношения, ее нельзя не любить и не уважать. Она очень активный человек, водит машину, построила дачу. У нее вообще по жизни такое перманентное состояние - что-нибудь строить, создавать. Несмотря на то что ремонт - страшное бедствие, некоторые люди находят кайф даже в этом. Мама именно такой человек, а мы с отцом - другие. Она не только командует строителями-рабочими, но и сама может побелить, покрасить, вымыть.

- Внучки Невинного любят мультики, которые озвучивал дедушка?

- Они смотрят в основном американ-ские мультики, но мы собираем и коллекцию из кассет и дисков дедушки.

- Известно, что Невинный-старший был заядлым болельщиком «Спартака». А младший?

- По традиции старые мхатовцы чуть ли не все были спартаковскими болельщиками. У нового поколения актеров - разные вкусы и пристрастия. Какое-то время назад у актеров  МХАТа даже была своя команда, что участвовала в регулярном чемпионате московских театров. Правда, я там не играл и вообще спокойно отношусь к спорту. Мой папа не пропускал важных матчей, а я вот не фанатею.

- Кстати, ваш отец еще замечательно готовил... Если верить рекламе куриных кубиков, где Невинный-старший сыграл так смачно!

- На мне природа отдыхала. Максимум, на что сгожусь, - сделать яичницу. Отец же действительно кулинар был исправный, все мог приготовить, причем вкусно и быстро. Но в последнее время он по совету врачей очень мало ел. 

- Вячеслав, вы не хотели бы подняться до высот, которые покорялись на сцене и в кино вашему отцу?

- Таким, как он, все равно не станешь. Это же уникальное явление! Ну а мне надо работать, работать и работать! Многие говорят, что я похож на отца и внешне, и, главное, по характеру, и для него было очень важно, что театральная фамилия Невинный будет жить в сердцах зрителей и в его сыне.

Беседовал Виктор КАЗАКОВ

↑ Наверх