Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Другая принцесса Диана

По 17 июня в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры работает выставка «Игры фантазии», на которой демонстрируются художественные произведения (скульптура, живопись) ее королевского высочества Дианы — герцогини Вюртембергской, принцессы Французской

Презентация была уже подготовлена. Все заняли свои места. Осталось только дождаться главную виновницу торжества.

Она вошла, и все поспешно встали. Прошла, шелестя платьем, к своему месту за столом, повернулась к публике и улыбнулась истинно по-королевски, но при этом очень дружелюбно, искренне. 

Верится, конечно, с трудом. Как-то не привыкли мы к такому обилию титулов: кажется, что это что-то из Мориса Дрюона, из Дюма... Но так и есть: герцогиня Диана - потомок королевского дома Бурбонов Орлеанской ветви, принадлежащая к Португальскому королевскому дому и Бразильскому императорскому дому Орлеан-Браганса; супруга герцога Вюртембергского Карла. Между прочим, через герцога она породнилась с нашим домом Романовых: Вюртемберги с XVIII столетия вступают в династические браки с русскими царями. Вспомнить хоть Марию Федоровну, жену императора Павла I. Которая, между прочим, была прирожденной рукодельницей.

Очевидно, это свойственно благородному семейству. Вот и ее высочество Диана - привезла к нам выставку своих собственных работ: картин, скульптур и декоративных рукоделий. От огромного, трехметрового металлического ангела до маленькой набивной куклы и расшитых сумочек.

Нас, первых гостей выставки, сразу предупредили: нельзя задавать герцогине Диане вопросы политического и династического характера. В конце концов, в случае (а вдруг!) реставрации французской монархии - именно принцесса Французская Диана станет королевой Французской Дианой.

Нас это, признаться, и не очень интересовало. Поэтому говорили мы с принцессой больше о ее повседневной жизни и о склонности к творчеству, которому она посвящает почти все свое свободное время. А еще - о благотворительности. Герцогиня ведь участвует в поддержке детских домов. Всю выручку от продажи своих произведений она направляет на проекты социальной поддержки детей-инвалидов как в Германии, так и за рубежом, а также на финансирование региональных мероприятий по развитию культуры и сохранению культурного наследия. Ее художественная и благотворительная деятельность была уже не раз отмечена национальными и международными премиями. А еще она взяла шефство над Смольным институтом свободных искусств и наук, открыла там немецкую библиотеку, которая меблирована и декорирована на средства Вюртембергского герцогского дома...

Прямая речь

Все считали, что я - некрасивая!

- Ваше высочество, на этой выставке мы видим целый зал ваших работ с религиозным содержанием...

- Да, я вообще почти всегда делаю что-то на тему «человек», «природа» или «религия». Я католичка, родилась в религиозной семье. Если ты уж воспитан в лоне религии - то и принадлежишь к ней, как правило. Но вообще я за смешение религий. Если людям хочется сближаться - пусть так и будет.

- А как вы стали делать куклы?

- Навещала детей в больнице на Рождество, приносила им подарки. Одна девочка меня попросила: сделай мне куколку. Ну что делать? Я свернула ее из бумаги, потому что видела где-то таких старинных кукол. Девочка сказала: нет, сделай настоящую, матерчатую! Пришлось взяться за иглу и сделать. Так и пошло...

- Когда вы вообще впервые ощутили себя художником?

- Мне было пять лет. Мы с отцом, который был графом Парижским, ходили по разным музеям. И в Прадо мне очень понравилась одна картина с изображением Дианы. Я сказала: «Папа! Подари мне эту картину. На ней богиня, которую зовут так же, как и меня». Папа сказал: «Но это невозможно. Боюсь, что она тебе никогда не достанется». Тогда я сказала: «Значит, я сама куплю эту картину!» С этого начался мой интерес к искусству.

Потом я взяла краски и принялась раскрашивать платья моей сестры и кузины... Пришлось им платить за платья из карманных денег... Еще я тогда отравилась красками - они были какие-то ядовитые. Тогда и перешла на масляные краски.

Потом я расширила палитру своих материалов. Теперь  даже занимаюсь художественной сваркой. На самом деле получается так: у меня в замке работает замечательный сварщик. Я приношу ему чертеж и объясняю: надо вот так и вот так! Тогда он начинает варить. А я держу эти куски металла и изо всех сил зажмуриваюсь.

- Вы побывали, может быть, в каких-нибудь русских музеях? Вам кто-то понравился?

- Да, была, и мне очень понравились русские художники. Но их имен я не запомнила. Мне ведь нравится сам художник, а не его имя. Я люблю вещи из разных периодов, особенно - из XX столетия... Вот, например, мне только что очень понравилась картина, которая тут висит слева от двери...

- А из своих, немецких, кого любите?

- Ну... понимаете, мне для вдохновения даже не надо никуда специально отправляться, что-то смотреть, посещать выставки. Мне не нужно быть на кого-то похожей. Все происходит у меня в голове. Все считали, что я некрасивая, и я тоже так думала. В детстве я убегала ото всех и запиралась в чуланчик, так я себе не нравилась. И вообще думали, что я какая-то странная, неудачная. Да и сейчас некоторые из семейства не одобряют моих увлечений искусством. Но мне на это совершенно наплевать. Я довольна и счастлива тем, что делаю.

По залу прокатился ропот возмущения при слове «некрасивая». Это, конечно, неправда. Видно, что герцогиня была красива всю жизнь. Она вызывает какое-то очень теплое, человечное чувство, при том что держится с достоинством. Таковы и ее работы: они одновременно интимны, и просты, и задумчивы.

- Прекрасная, очаровательная женщина, - поделился с нами после открытия выставки директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. - И знаете, это ведь не просто выставка, а одновременно и благотворительный аукцион. Кто-то из посетителей уже пожелал приобрести одну из работ. Таково обаяние герцогини-принцессы!

С принцессой общался Федор ДУБШАН

↑ Наверх