Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Долой поборы!

Таков девиз директора школы № 156

- Вы в 156-ю? Пойдемте провожу. - Попутчица из маршрутки просто расцветает, когда узнает про внимание прессы к «ее» школе. Не дожидаясь вопросов, она начинает сыпать сведениями - про своих детей, которым «исключительно повезло», про саму школу. И наконец, затрагивает один из тех вопросов, которые и позвали меня на эту окраину Петербурга:

- Вы не поверите, но здесь с родителей денег не берут!

Проговорив сию фразу, она смотрит на меня с определенным торжеством, ожидая удивления и восторгов, - и получает их в должной мере. Потому что во всех школах города с этим явлением, конечно, борются - но из года в год терпят поражение.

Собственно, именно эта информация первоначально и привела меня в гости в школу № 156 Калининского района. Но оказалось, что это лишь часть той привлекательной действительности, которую выстраивает вокруг себя это обычное вроде бы учебное заведение.

Портфолио - не только для моделей

Знакомство со 156-й в итоге у меня началось отнюдь не с финансовых вопросов, а с... горящих глаз. С тем же удовольствием, с каким родители в окрестных дворах хвастались «своей» школой, учителя рассуждали о «нашей» детворе и показывали школьную изнанку.

Первое, что встречает здесь ученика, - огромный экран в полстены. Ровно в 9 часов утра на нем загорается надпись: «Жаль, что первый урок прошел без вас».

Это для опоздавших, которых так вот вежливо не пускают на занятия  - но и «гулять на свободе» не дают. В остальное время экран - для нужных школьных объявлений и мультиков для малышни.

Хочется знаний? Пожалуйста, все к вашим услугам. Авторская программа обучения «2100», английский и информатика со второго класса (школа с углубленным изучением именно этого предмета), а число детей на каждый  компьютер здесь чуть ли не втрое ниже среднего по городу... Здесь обучат даже «критическому мышлению», в рамках которого учителя овладевают технологией уроков.

Науки не слишком привлекают? Есть возможность показать себя в спорте и творчестве в трех десятках секций, кружков, факультативов - от судомодельного и театрального до основ футбольного судейства. А еще здесь действует школа креатива «Одиссея разума», участники которой не вылезают из городских и международных конкурсов.

94% детей заняты в системе дополнительного образования, у четверти выявлены и воспитаны навыки исследовательской деятельности. В общем, перечислять - места не хватит. Единственный принцип, который правит здесь: каждый ребенок должен почувствовать себя лучшим хотя бы в какой-то сфере деятельности. Совершенно не обязательно - хотя и желательно - это должна быть учеба.

И наконец, совершенно сразил меня портфолио, который здесь имеется у каждого ребенка. Это пухлая папка «личностного, информационного, культурного роста», которую все 11 лет ведут совместно дети, родители и учителя. Квинтэссенция любви, внимания, заботы и... самоанализа.

Кто к кому первым придет?

Воспитание или обучение? Эту дилемму, считающуюся в наши дни неразрешимой, в 156-й решили просто: одно без другого существовать просто не может. Здесь, пожалуй, никогда не стоял вопрос, кто виноват в тех или иных проблемах, возникающих у ребенка, - семья, которая «запустила» свое чадо, или школа, которая никак его не воспитывает. Многолетний опыт подсказывает: семья сейчас бессильна более, чем когда бы то ни было раньше. А потому задача, которая стоит перед школой, - с поступлением ребенка в первый класс начинать воспитывать и обучать... его семью. Здесь убеждены: не приучишь папу с мамой к начальной школе с «малолетства» - в старшую потом никакими усилиями не заманишь.

Помогает давняя коммунарская методика Иванова. Краткая ее суть - «Со - Бытие». Совместное бытие. Путь - коллективное творчество. Какие в рамках этого процесса устраивают праздники! Причем иногда неясно, кому это больше удовольствия доставляет - малышам или их родителям, людям молодым и по творчеству явно истосковавшимся. Ну-ка, придумай, например, как за три минуты защитить «свой» цвет из восьмицветной радуги - чтоб ясно стало, что он самый главный. Почему восьмицветной? Да просто младших классов - восемь, пришлось розовый цвет добавлять...

Без конфликтов

В непосредственной близости от школы - Калининская база и Ручьевский рынок, с весьма специфическим контингентом работников. Большинство из них живут поблизости и своих детей отдают именно сюда - при том, что некоторые и слова по-русски не знают. Первое время здесь очень опасались враждебности. А потом оказалось, что тревога напрасна. Вся атмосфера, созданная в школе, способствует искоренению конфликтов.

Директор Александра Белик относит это на счет потрясающего педагогического коллектива, который сложился здесь к ее приходу шесть лет назад. Шутка сказать: четверть учителей в свое время учились в этой же школе и после вузов вернулись обратно! Из них директор создала совершенно уникальный «совет пепиньеров» (это старинное французское слово, обозначающее вернувшихся в альма-матер). Плюс внутришкольная система самообразования учителей с приглашением лучших в Петербурге специалистов - от политологов до «зубров» в сфере молодежной субкультуры...

Принцип - дело добровольное

Да, ну а как же с поборами? За счет чего удается избегать финансового давления на родителей?

- Считаю, государство сейчас дает школам достаточно денег, - рассказывает директор школы Александра Белик. - Стыдно просить еще и у родителей. Да, конечно, есть дополнительные учебные курсы по заказу родителей, часть из которых платная во всем Петербурге. Но из 27 кружков платные лишь три - при том, что на дополнительное образование школа имеет всего полторы ставки.

Принцип «без поборов» вполне приятен для окружающих - но, увы, понятен далеко не всем. В конце концов помощь от родителей сейчас узаконена - лишь бы вписывалась в рамки инструкций. Почему в 156-й - именно так? Похоже, роль сыграли два фактора. Во-первых, директриса - коренная петербурженка с учительским стажем 26 лет, педагог в четвертом поколении. Это означает не только преемственность в профессии, но и жесткие нравственные каноны, ценность которых мы как-то стали забывать. А во-вторых, ее школу элитной не назовешь. Микрорайон откровенно бедный. Школа же - как слепок с окружающей действительности. Без излишеств в части дизайна, со скромными  интерьерами - хотя есть практически все, что только можно пожелать для грамотной организации учебного процесса.

Впрочем, Александра Белик вполне самокритична: если бы условия существования школы не изменились, ее принципы сработать просто не смогли бы. Другое дело, что здесь в отличие от многих других школ вернулись к нравственным устоям российского учительства сразу же, как только для этого появилась минимальная возможность.

Правда, возможность эту здесь создали собственными усилиями. Всего-то и надо было - «выиграть» миллион в нацпроекте «Образование», его дали школе как лучшей в инновациях. Плюс «детали», каждая из которых работает на одну цель. Например, Александре Белик удалось договориться с некоторыми дворцами культуры и детского творчества об организации постоянных выездных занятий их кружков и секций именно в 156-й. И им план, и школе - бесплатное дополнительное образование...

Все вместе это работает не только на имидж школы, но и на вполне реальные материальные результаты. Напомню, с недавнего времени каждая школа получает финансирование из бюджета пропорционально числу учеников. Есть школы в том же районе, рассчитанные на 800 - 900 детей - и обучающие всего 300 - 350.
Проектная «емкость» школы № 156 - 600 детей. Учатся в ней около 500, что в современных условиях можно считать блестящим результатом: проблема «контингента» здесь, в отличие от других, просто не существует. После 1 апреля, когда начался набор в первые классы, на 50 мест оказалось 72 заявки. Так что принципы, судя по всему, тоже кормят...

Марина ГЛЕБОВА, фото автора

↑ Наверх