Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

«Американка» по-прежнему в строю

По Петербургу проехали блокадные трамваи

В апреле 1942 года на улицах Ленинграда вновь зазвучали трамвайные звонки. В них в те дни горожанам слышался «далекий звон колоколов Победы». В осажденном городе произошло небывалое в мировой истории событие: после четырехмесячного перерыва, после страшной голодной зимы возобновилось движение трамвая.

В память об этом каждый год 15 апреля в Петербурге празднуют День блокадного трамвая. На этот раз в мемориальный рейс блокадные вагоны отправились с улицы Мира через весь город - в старейший трамвайный парк Петербурга на Среднем проспекте Васильевского острова.

Ленинградский трамвай был переведен на военное положение еще до начала блокады. Транспорта в осажденном городе катастрофически не хватало. Автомобили отправлены на фронт, а троллейбусов в те годы было мало. Оставался только трамвай. Электротранспорт приспособили под военные нужды: появились поезда для перевозки раненых и даже броневагон для ведения уличных боев. Трамваи доставляли солдат прямо на передовую.

Кроме того, на них транспортировали военные грузы, эвакуировали заводское оборудование, возили людей и инвентарь на строительство оборонительных сооружений.

Лишь однажды трамвайное сообщение в городе на Неве было приостановлено. В декабре 1941 года прекратилась подача электроэнергии - и трамваи встали. Многие вагоны даже не успели вернуться в парк - они стояли прямо посреди улиц. И только благодаря мужеству и самоотверженности работников трампарков движение удалось восстановить. 7 марта пошел первый грузовой поезд, а на 15 апреля 1942 года был назначен пуск пассажирского трамвая.

Профессия вагоновожатого стала едва ли не самой опасной. Танкист на фронте защищен броней, а водитель трамвая - лишь тоненькой стенкой вагона. С 1 сентября 1941 года город подвергался массированному артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам. Бомбы и снаряды падали на трамвайные парки и остановки. Некоторые линии оказались в зоне боевых действий...

Сегодня на почетных местах в блокадных вагонах - ветераны. Для них это - история, молодость, память. Роза Ивановна Свистунова всю жизнь проработала в трамвайной кабельной сети, тогда это называлось одним словом - «электрослужба».

- Из окон мы видели разбитые бомбежкой дома, - рассказала она корреспонденту «Вечёрки». - На их месте люди сажали сады. Сейчас, конечно, все изменилось. И новые трамваи куда лучше и ходят быстрее. Да и не такие шумные.

Блокадный вагон и правда трясется и завывает. Однако выглядят все трамваи просто замечательно и находятся в отличном состоянии. Поневоле удивляешься: кто же так старательно ухаживает за старыми машинами?

Начальник службы пути Юрий Венедиктов пояснил: в нашем городе есть целая группа водителей-энтузиастов, которые поддерживают старые трамваи в рабочем состоянии, а потом сами же выводят их на различные парады. Учатся управлять старыми вагонами вожатые у ветеранов, ведь в технике управления современные составы сильно отличаются от «блокадных». Там управление происходит только за счет тока - а нынешние машины сплошь напичканы электроникой. Хотя идут трамваи-старички довольно ходко, развивая скорость до 60 км в час.

- Лучшим нашим трамваем была «американка», - вспоминает Роза Ивановна. - Вместительный, а сам вагон легкий - замечательный трамвай!

«Американки» тоже приняли участие в Дне блокадного трамвая. Официально, правда, они называются по-другому - в первые же дни войны привычное имя поменяли на более патриотичное - «Ленинградский Пассажирский-33». А совсем коротко - «ЛП-33». Именно такие трамваи, небольшие по размеру и потому относительно легкие, первыми вышли на линию весной 1942 года. Если случался авианалет или обстрел, горожане могли вытолкнуть эти вагоны за пределы пострадавшего участка.

Блокадный трамвай навсегда останется в памяти петербуржцев как символ самоотверженности и героизма защитников осажденного города на Неве, пережившего 900 страшных голодных дней и ночей, но не покорившегося врагу.

Анастасия БАБКИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх