Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Великие русские художники выйдут на улицу

12 июня, в День России, на улицах Петербурга появятся картины знаменитых русских художников из коллекции Русского музея. Конечно, не оригиналы, а копии

Самый распространенный вопрос, который задавали журналисты, услышав о новом проекте Русского музея «100 шедевров на улицах Петербурга и Москвы»: «Что это такое - реклама, пиар-акция или за этим кроется коммерческий интерес?»

Директор Русского музея Владимир Гусев уверяет, что это - новые формы просветительской работы:

- Не так давно мы запустили в московском метрополитене поезд «Акварель», в котором висят репродукции 36 акварелей из коллекции Русского музея. Так вот, ваши московские коллеги пытали меня, какой коммерческий интерес стоит за этим. Когда же я отвечал, что коммерция нас в этом случае не интересует, мне задавали удивленный вопрос: «А зачем тогда вы все это делаете?»  Поначалу я и сам относился к этому проекту осторожно и даже скептически. Так ли надо приучать народ к искусству? Могу уверить вас, что это не реклама. Хотя, признаюсь, на мой взгляд, Репин или Малевич достойны быть рекламируемыми ничуть не меньше, чем Дима Билан или Филипп Киркоров. А музейные выставки - не меньше, чем какие-нибудь плакаты с кадрами из американских блокбастеров. Конечно, подобная акция работает на привлечение посетителей, в котором музей заинтересован. Но она напоминает и о великом русском искусстве. И приглашает остановиться на бегу и посмотреть на картину великого художника, словно заглянуть в окно в другой, прекрасный мир. Я сам испытал такое чувство в Москве, когда вдруг споткнулся, поднял глаза и посреди суеты, толпы, окурков, автомобилей увидел великолепную картину из коллекции ГМИИ им. Пушкина...

Среди картин, которые были выбраны Русским музеем для демонстрации на улицах, есть и хиты, растиражированные в календарях, плакатах и даже на конфетных фантиках, - «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Портрет сестер Шишмаревых» Карла Брюллова, «Петр I допрашивает царевича Алексея» Николая Ге, «Явление Христа народу» Александра Иванова,«Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Портрет Анны Ахматовой» Натана Альтмана. Есть и такие, что не так известны широкому кругу зрителей, более камерные, лиричные, изысканные: «Ужин» Леона Бакста, его же «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Оттепель» Федора Васильева.

При отборе картин, достойных войти в число ста шедевров, музейные сотрудники должны были думать еще и о том, как будут смотреться они в городской среде, выдержат ли сильное увеличение.

Стоит особо отметить высочайшее качество этих копий музейных шедевров (точнее, это не копии, а реплики, поскольку изменены размеры. Ведь даже по закону запрещается делать копии того же размера, что и оригиналы). Разрешение репродукций столь высокое, что, говорят, даже специалисты не с первого взгляда могут отличить их от оригинала.

И даже на забор, который будет ограждать Летний сад, закрытый не реконструкцию, Владимир Гусев предложил повесить несколько картин: «Чтобы не говорили в городе, что, вот, появился еще один забор, за которым зарывают в землю деньги!» И пообещал, что на заборе будет дана подробная информация о реставрации сада.

Организатор проекта, в рамках которого проходит и петербургская акция, Александр фон Буш рассказал, что начали они свои эксперименты с демонстрацией шедевров живописи в городской среде с Лондона. Затем переключились на Москву, а теперь вот добрались и до Петербурга. Зачем это нужно? Для того, чтобы привлечь внимание публики к искусству, познакомить с ним. «Все знают, что Достоевский - классик, но никто его не читал!» - пошутил Александр фон Буш, добавив, что примерно так же дело обстоит с русской живописью.

Конечно, журналистов интересовало, как уберечь картины (пусть это даже и копии) от вандалов. И тут Александр фон Буш сказал такое, что повергло в изумление всех журналистов. Оказывается, за те несколько месяцев, что в Москве на улицах демонстрировались репродукции шедевров из ГМИИ им. Пушкина, не было ни одного (!) акта вандализма! Причем не только в центре, но и в спальных районах. Более того, на окраинах к этим репродукциям даже стали... возлагать цветы!

Интересно, как проявят себя петербуржцы? Выдержат ли сравнение с Москвой?

Картины будут присутствовать на петербургских улицах до 4 ноября.

Зинаида Арсеньева

Мы же рады сообщить своим читателям, что наша газета совместно с Русским музеем начинает новый конкурс - «Путешествие с шедеврами».

Вопросы, связанные с картинами на городских улицах, будут достаточно сложными, ведь придумывать их будут научные сотрудники Русского музея. Но мы уже не раз могли убедиться в блестящей образованности и эрудиции своих читателей!

NB!  Многие помнят, как в день рождения Петербурга по городу на «Газелях» возили гигантские копии эрмитажных картин. И возмущались, потому что на их создание были потрачены бюджетные деньги - и немалые. Проект Русского музея осуществляется исключительно на спонсорские средства.

↑ Наверх