Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Какой неведомый вампир испортил сталинский ампир?

Наш читатель провел для корреспондентов «Вечёрки» экскурсию по проспекту Стачек

«Вечёрка» не раз поднимала тему строительства и реконструкции в историческом центре Петербурга, наносящих непоправимый вред старинным зданиям - памятникам архитектуры. Недавно в редакцию обратился читатель Сергей Висленев, житель Кировского района, сантехник по профессии. Он сказал, что люди много говорят о сохранении архитектуры XVIII - XIX веков, и это, безусловно, правильно. Но следовало бы обратить внимание и на более поздние, но не менее ценные с эстетической точки зрения постройки, которые непоправимо разрушаются многочисленными современными переделками.

Сергей предложил в качестве гида провести нас по центральной части проспекта Стачек, чтобы ваш корреспондент мог лично убедиться в том, что расположенные здесь здания сталинского ампира изуродованы современными пристройками, прорубленными в фасадах и подвалах входами, а также «украшениями», сделанными по личной инициативе местных жителей.

Мы вышли из метро (ст. «Автово») на проспект Стачек и пошли по его четной стороне, по направлению к пересечению с Автовской улицей.

- Раньше в этом районе была очень развитая инфраструктура: хватало магазинов, поликлиник, детских садов, школ, аптек, - рассказывает Сергей. - При этом не было всего того, что можно увидеть сейчас. Часть этих домов была построена в тридцатые годы, другая - сразу после войны, в кратчайшие сроки. Это строительство можно было назвать образцовым - все было предусмотрено и гармонично как с архитектурной, так и с функциональной точки зрения. И что же мы видим теперь?

Сергей показал нам ближайший дом - № 94 по проспекту Стачек. Для того чтобы разместить на первых этажах магазины, в нем прорубили четыре дополнительных входа. Причем сделано это с грубым нарушением симметрии здания. Такие дополнительные входы прорублены практически в каждом доме центральной части проспекта. Видно, что делалось это совершенно бездумно. Один вход в магазин может располагаться через два окна от центральной арки, а другой - на месте ближайшего окна. К большинству прорубленных входов приделаны крылечки. Ступени и перила дополнительных входов одного и того же дома выполнены совершенно в разных стилях, если можно вообще различить стиль у полуразвалившейся лестницы из некачественной плитки. Ни о каком стремлении к соответствию общему облику здания, что вообще-то является обязательным условием при выполнении реконструкции, речь вообще не идет.

- В этом районе я насчитал семь ювелирных магазинов и почти столько же аптек, - говорит Сергей. - Мне непонятно, кому вообще может быть выгодна такая концентрация заведений, тем более зачем под эти цели было уродовать красивые здания.

В доме № 75 по проспекту Стачек мы обнаружили подвальный вход в кафе, прорубленный в фундаменте здания. По словам Сергея Висленева, хотя он и не специалист, но и как сантехник  понимает, что подобное вмешательство может повредить дому, пускай не сразу, а, скажем, лет через двадцать. Дом может просто осесть. Мы следуем дальше, и взгляду открывается закрытая пристройка к ресторану (пр. Стачек, 86). Чтобы этой уродливой конструкцией можно было пользоваться, в здании прорубили еще несколько дополнительных дверей. Место на тротуаре перед рестораном с тех пор все время занято автомобилями.

Не обошел наш гид своим вниманием и дворы. В одном из них, на первый взгляд красивом и ухоженном, мы обнаружили железный сарай, построенный в свое время для хранения пищевых отходов одной фирмы по переработке мяса. Сложно представить, что на размещение такого страшилища кто-то когда-то выдал разрешение. Вывод напрашивается один - большинство подобных «проектов» никем не контролируется. Так же, как и личная инициатива жителей домов по проспекту Стачек, которые строят крытые стеклянные лоджии, неприятно бросающиеся в глаза. А жильцы одного из домов додумались до того, что вообще покрасили фасад на уровне своего балкона в другой цвет. Зато сталинские дома по проспекту Стачек щедро «украсили» фонарями для подсветки. Гирлянды располагаются в несколько рядов. Правда, в светлое время суток, когда не горят, они напоминают скорее черную паутину, опутывающую архитектурные шедевры.

- Когда я еду, например, по Московскому проспекту, где находятся здания того же архитектурного стиля, я просто боюсь разбиться на машине, настолько меня захватывает эта красота, - говорит Сергей. - В этом же районе шедевры архитектуры испорчены. Меня мало волнуют такие вещи, как неравномерно покрашенный фасад, - это еще можно исправить. Прорубленные фасады уже не вернешь в первоначальный вид. Если это будет продолжаться, скоро лестницы потянутся и к верхним этажам - нужно ведь место для новых ювелирных магазинов.

Юлия БИБИШЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Справка

Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933 - 1955 годы), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И. В. Сталина. Его отличительные черты:
стилизация под начало XIX века - эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир: желтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики (пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих); в интерьере: мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы; использование элементов барокко в декоре, эклектика.

↑ Наверх