Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Предмет темный, но исследованию подлежит

Четвертые по счету Дни науки в Санкт-Петербурге выбрали своим предметом голову — точнее, головной мозг человека.

Дни науки ежегодно - время лекций, семинаров, круглых столов для ученых, специалистов, студентов и прочих, кто в теме (а темы - разные), а также время традиционного научного кафе, где специалисты в той или иной области пытаются популярно объяснить журналистам суть своих изысканий, чтобы журналисты популярно транслировали эту суть читателям.

Рассказать, как головной мозг видится современной науке, собрались лучшие головы из Москвы и Петербурга: член-корреспондент РАН Константин Анохин, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев, профессор кафедры общего языкознания филфака СПбГУ Татьяна Черниговская.

Итак, транслируем.

- Мозг - это... что?

Святослав МЕДВЕДЕВ: - Это интерфейс между идеальным и реальным.

Константин АНОХИН: - Это орган адаптации к окружающему миру. В журнале «Ланцет» был описан случай: в Марселе к неврологам обратился пациент с жалобами на боли в ноге, - то есть был какой-то непорядок в спинном мозге. Магнитно-резонансная томография показала, что у мужчины оставалось всего 25 - 30% головного мозга... Мужчине - 41 год, обычный человек. Когда нога выздоровела - пошел себе жить дальше. Эта история не к тому, что без мозга можно обходиться. Это к тому, какие огромные у него компенсаторные резервы и возможности.

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: - Знаменитый хирург Войно-Ясенецкий говаривал: «Сколько сделал я операций на мозге, ни разу не видел там ума!» Вообще же - не уверена, что это орган. Ничего сопоставимого по сложности с мозгом во Вселенной нет.

Марьяна БЕЗРУКИХ: - Это самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, очень сложно устроенная система, без которой нет жизни. Мой папа в войну был тяжело ранен. В 1984 году у него случился инсульт, в больнице после МРТ из кабинета выбежал врач: «У него почти нет правого полушария!» При этом папа - доктор наук, был хирургом, практику прекратил только к сорока годам, когда начал терять зрение. Но преподавал. Дожил до 86 лет. Единственное - мы отмечали, что он очень эмоционален, но считали, что «характер такой».

- Чем отличается мозг человека от мозга шимпанзе? Или собаки?

Святослав МЕДВЕДЕВ: - Ох, вот то-то и оно, что непонятно, чем принципиально отличается. Внешнее отличие очевидно - но не оно дает радикальную разницу. И не в размере мозга дело: у дебилов мозг больше, чем у здоровых людей. Но что отвечает за этот скачок, который отделяет человека от зверей? Почему человек может делать то, что не может делать животное?

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: - У ученых два взгляда: одни ищут этот водораздел между человеком и другими высшими животными (как бы «мы такие же, но развитее»), другие полагают, что этого водораздела нет, потому что человеческий мозг - нечто принципиально другое. Я, обычно твердо стоящая на определенной позиции, в этом случае точку зрения постоянно меняю. Пока остается одна способность, свойственная человеку и не замеченная у животных: способность строить рекурсивные фразы вроде «Саша не знала, что Петя врет Маше». У других видов живых существ не замечен синтаксис.

Марьяна БЕЗРУКИХ: - Животное рождается и живет в физиологии адаптации к окружающему миру. Человек - в физиологии активности, как говорил Фромм, человек ежедневно рождает сам себя. Животные ставить цель, достигать ее и оценивать результаты достигнутого не могут.

Мозг развивается, и, как говорил Выгодский, обучение ведет за собой развитие. Но - подчеркну - обучение, адекватное возрасту. У маленького ребенка на решение задачи, на стимул, мозг включается весь - потом появляется способность мозга работать более экономно, но стоит на йоту поменять задачу - и опять мы увидим при сканировании бурную реакцию всего мозга. И нет абсолютно одинаковой картины включения мозга в деятельность - даже при решении одной и той же задачи.

Святослав МЕДВЕДЕВ: - Да и одну и ту же задачу два человека могут решать разными участками мозга. Кстати, центр удовольствия - это уже рассказы для детей. Сказать, что за удовольствие отвечает только определенная зона, - все равно что утверждать, будто за работу компьютера отвечает дисплей. Есть международное общество по картированию мозга, и на конференциях общества можно километры шагать вдоль стендов с отображением разных зон мозга. Ну и что дальше? Мы знаем очень многое о конкретных вещах в мозге, но не знаем механизмы. Есть анекдот - как ученый выяснил, что органы слуха таракана в лапках, потому что с оторванными лапками таракан не услышит угрозы и не убежит. Самое смешное, что органы слуха таракана действительно в лапках. Но если мы до истины будем добираться таким путем...

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: - Некогда принятое деление детей на левополушарных и правополушарных - тоже полная мура. Все сливки с этого были сняты еще в 1980-е. Никогда не видела, чтобы при решении какой-то задачи включалось только одно полушарие. Каждый раз складывается эдакая мозаика включений зон мозга.

Но самый непримиримый вопрос - тот, что связан с сознанием. Когда-то отец Святослава Всеволодовича, Всеволод Медведев, на одной выездной конференции - кажется, на Кавказе - сказал собравшимся: вот вы тут, молодые, общаетесь, вино пьете - а принесите-ка завтра бумажки с записью «Сознание - это...» - и свой вариант ответа. На следующий день он не получил ни одной бумажки. А на конференции собрались профессионалы.

- Как развивать мозг?

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: - Да вот хоть учить древнегреческую грамматику. Я студентам говорю: хотите сохраниться надолго в своем уме - прекратите читать журнал «Лиза» и смотреть рекламу про «эмаль, всегда думающую о нас». С мозгом - как с мышцами: нужна трудная работа. И кстати, стало известно, что нервные клетки - восстанавливаются.

Святослав МЕДВЕДЕВ: - Наталья Бехтерева советовала выбросить записную книжку, тренировать память. И занимайтесь решением нестандартных задач - от этого заодно и тело молодеет. Мы стареем, когда нам уже не хочется решать нестандартные задачи.

Марьяна БЕЗРУКИХ: - Ученый Голдберг, который занимался старческими деменциями - потерей памяти т. д., - считал, что можно работать и с глубоко пожилыми людьми: те, кто даже в преклонном возрасте начинал тренировать память, заниматься музыкой или иностранными языками, продлевали себе жизнь.

- Вас ваш собственный мозг удивлял?

Татьяна ЧЕРНИГОВСКАЯ: - Мне было пять лет, я плыла с родителями на корабле по Черному морю. Я вошла в библиотеку корабля - это было прекрасное помещение; и вдруг четко осознала, что я здесь уже была, - хотя понятно, что быть я там никак не могла. Такое яркое дежавю больше в моей жизни не повторялось.

Константин АНОХИН: - Это было в середине 1980-х. Я был влюблен в девушку. Однажды она уехала на две недели кататься на лыжах. Мне приснился сон. Отличный от обычных - сон, от которого я проснулся: будто девушка заперта в гостинице и ей очень плохо. И будто я стучу к ней в дверь, но войти не могу. Проснулся я с отчетливым числом в голове «379». Телефонной связи не было - узнать, как дела, было невозможно. Через некоторое время девушка вернулась. Со сломанной ногой - она действительно лежала в гостиничном номере. Номер был 379. Эта девушка стала моей женой.

Святослав МЕДВЕДЕВ: - У меня случались предчувствия - и всегда это сопровождалось каким-то нехорошим состоянием, тревожным. Случалось, я знал ответ задачи еще до того, как мне эту задачу задавали. Сейчас такого не происходит.

Но в Институт мозга человека нередко приходят люди, которые считают себя обладателями паранормальных способностей. Я бы, конечно, не возражал увидеть настоящую ведьму. Особенно если будет красивая. Впрочем, можно и страшную. Но... Одни ясновидящие говорили про мой аппендикс, который благополучно удален. Другие моей дочери наговорили массу диагнозов, не заметив пятого месяца беременности.

- Любовь рождается в мозге?

Святослав МЕДВЕДЕВ: - Мы не имеем права говорить, что любовь - это просто процесс, происходящий в мозге. Это как с музыкой: есть некие волны, колебания воздуха, которые просто существуют - а мы воспринимаем их или не воспринимаем. Человек, любящий классическую музыку, может категорически не любить джаз. Я бы сказал, что любовь - это процесс в идеальном мире. Но биохимия в мозге - еще не есть любовь. Хотя любовь не существует без определенных процессов в мозге.

Константин АНОХИН: - Но не будет никакого идеального мира, если не будет мозга!

Саша ШЕРОМОВА

↑ Наверх