Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Надо над каждым светофором подумать!

Если вы не можете дождаться автобуса, а вам говорят, что виноваты пробки на дорогах, - не верьте. Это неправда. Если на перекрестке затор, а вам говорят, что все дело в невоспитанных водителях, - не верьте. Это неправда. Если вы ежедневно толкаетесь на входе в метро и вам говорят, что это из-за ремонта эскалатора, - не верьте. Это неправда. Вам подменяют причины и следствия - те, кто хочет, чтобы вы приняли неудобства как неизбежность, как реалии современности. Чтобы вам некого было винить в своих бедах.

На самом деле за каждой городской проблемой стоит чиновник, который не сумел ее решить. Причем ему даже решать ее самому не надо. Можно воспользоваться опытом европейских городов, в которых уже давно все, с чем мы сегодня сталкиваемся, решено. А можно обратиться к специалистам, которые занимаются конкретными проблемами.

Строить должен строитель. Готовить - повар. Шить одежду - швея. Писать статьи в газету - корреспондент. Никто лучше не сделает их работу. Врач не должен предсказывать погоду, а рекламщик не должен переключать светофоры.

Транспорт - это наука. Жесткая логика и расчет. Не одна система, а целый комплекс взаимосвязанных систем, разобраться в которых под силу только специалистам.

Возможно ли сделать передвижение по Петербургу удобным и безболезненным? С этим вопросом корреспондент «ВП» обратился к заместителю генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Елене НОГОВОЙ.

Интеллект не потянули

- Сейчас ваш департамент трудится над транспортными системами Казани, Новосибирска, Самары, Сочи, Волгограда, Смоленска, Оренбурга. Но долгое время вы изучали петербургские реалии...

- Не только изучали, но и выполнили ряд проектов. Нами была разработана концепция «интеллектуальной транспортной системы». Это термин. На самом же деле это совокупность систем, целый комплекс взаимосвязанных инструментов для управления пассажирским, грузовым транспортом, аварийными и городскими службами, автостоянками, для оптимизации пассажиропотоков. Транспортную проблему невозможно решать частями. В свое время в городе это понимали. В 2004 году концепция была одобрена губернатором, мы разработали подробную программу. Планировалось выделить деньги на ее реализацию. Но конкурс на написание технического задания выиграла компания, которая не справилась с работой. И больше городские власти к этой идее не возвращались. В 2006 году мы разработали КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения. - Авт.).

- А видите ли вы позитивные моменты в транспортном комплексе Петербурга?

- Лиговский. Трамваи и автобусы отделили от автомобилей. Это большой шаг. До сих пор в нашей стране никто ничего подобного не делал. Общественный транспорт там теперь ходит практически без помех. И я знаю людей, которые теперь не спускаются в метро, чтобы добраться из Купчина в центр, освобождая тем самым место для тех, кому метро необходимо. Сделали выделенные полосы на Большом проспекте Петроградской стороны и на Невском проспекте. Но...

Пунктирная полоса

- Но?

- Недоделали. Съезжая с Лиговки, трамваи часто стоят на Расстанной улице. За ней идет Камчатская. На ней рельсы проложены обособленно от дорожного полотна. А на узкой Расстанной вагоны и автомобили мешают друг другу. Мы предлагали увести машины оттуда. Там есть улицы, по которым их можно пустить в сторону Купчина. Например, по Курской.

Выделенные линии для общественного транспорта на Большом и Невском... Мы предлагали это в КСОДД. Только выделенные линии имеют смысл, когда они не прерываются, подобно пунктиру. Мы предлагали начать движение транспорта с Большого проспекта, потом выделенка должна была пойти по проспекту Добролюбова, на Стрелку, на Невский, оттуда по Заневскому к станции метро «Ладожская» и по проспекту Косыгина до конца. И таких радиусов надо делать несколько.

- Поэтому и на Большом, и на Невском общественный транспорт стоит?

- Не только. Там на перекрестках теряется преимущество, полученное на перегонах. Надо было над каждым светофором немного подумать. Машины выезжают на линию общественного транспорта, чтобы повернуть направо. Но зеленый для них и для пешеходов включается одновременно. Люди по сигналу идут первыми, поворачивающие автомобили ждут, когда они пройдут, и стоят на выделенной линии, не пуская вперед общественный транспорт. А вот если пешеходам чуть придерживать зеленый и пускать их на несколько секунд позже, машины успели бы проехать, люди успели бы перейти и автобусы бы не стояли.

Транспорт опаздывает

- А ведь так можно над многими перекрестками в городе подумать...

- Да, конечно. Но это отдельная тема. Я говорю о том, где уже есть задел, который надо реализовать до конца. И все будет в порядке.

- То есть вы видите перспективы?

- Вижу. Но также вижу, что мы катастрофически опаздываем.

- В смысле?

- Например, «Балтийская жемчужина». Строительство там не заморожено. Представьте, сколько туда людей заселится! Как минимум 40 тысяч человек. Как их возить? На автомобилях будут ездить? Машины на Петергофском шоссе не поместятся.

- Там собирались надземный экс-пресс пустить...

- Конкурс пока откладывается. А что-то делать надо уже сейчас. Там есть трамвайная линия до Автова. Ходят автобусы в Автово и до «Ленинского проспекта». Представьте, что там будет твориться. Уже сейчас надо думать, как развести транспорт. Надо реконструировать трамвайные пути. Объединить трамвайное движение с автобусным, как на Лиговке. Пустить в «Балтийскую жемчужину» дополнительный транспорт, выделить автобусам полосу на Ленинском проспекте, на проспекте Стачек. Опять же подумав с поворотами, выделенными линиями и перекрестками. И тогда проблему можно будет решить на первое время только за счет привычного нам общественного транспорта. Только думать об этом надо сегодня, проектировать - завтра, строить - послезавтра. А не то опять опоздаем!

Остров невезения

- Массовая деловая и жилая застройка идет в районе аэропорта. Автобусно-маршрутная братия всех не вывезет. Опять надземный экспресс? Хорошо. Но даже по докризисным планам он появится не скоро. Почему не пустить туда легкий рельсовый транспорт - современные, быстрые, вместительные и тихие трамваи? И не только до аэропорта, а сразу до Пушкина? Поверьте, людей хватит и на электрички, и на трамваи, и на автобусы, и на такси. Только ездить будет удобнее.

- А есть еще намыв...

- А на Васильевском острове все еще интереснее. На новых территориях будут жить и работать 80 тысяч человек. Как минимум. А сколько еще людей будут ездить оттуда и туда на работу? А сколько еще туристов будет принимать порт? Теперь давайте считать. У станции метро «Приморская» остался резерв - тысяча человек в час. То есть тысяча за час еще войдет, а если пойдет больше, то люди там будут толкаться, как сейчас толкаются у «Василеостровской». В общем, за три часа пик в метро можно добавить еще 3 тысячи пассажиров. Ладно, Западный скоростной диаметр построят. Это четыре полосы, а значит, 8 тысяч личных автомобилей в час. За три часа - 24 тысячи. Автобусы и троллейбусы, набитые до предела, следующие друг за другом с интервалом в минуту, вывезут 6 тысяч человек за час, то есть 18 тысяч за три часа. Сколько всего получилось?

- 45 тысяч.

- А если не успеют ЗСД построить?

- Даже если успеют... Где же выход?

Не повторим шведских ошибок

- Общественный транспорт. Для большого города это единственный выход. Метро за час перевозит 40 тысяч пассажиров. Но это не наш вариант. С нашими грунтами у нас не скоро будет такое метро, как в Москве или Париже. Слишком дорого оно обходится. Остается наземный транспорт. И самый лучший вариант - легкий рельсовый транспорт. Он способен возить более 20 тысяч человек в час. А мы что сделали с трамваями? В мегаполисах есть несколько транспортных законов. Через мосты, особенно если их так мало, обязательно должен ходить рельсовый транспорт. Потому что это узкие участки, куда все машины, разъезжающие, например, по Васильевскому острову, просто не поместятся. А мы с Благовещенского моста сняли рельсы. И в проектах новых мостов, тех, которые планируют строить в створе 22-й линии и через Серный остров, рельсов тоже нет. Город строят для автомобилей, а не для людей. Сейчас машин в Петербурге 280 на 1000 человек. Поверьте, их будет намного больше.

- И что с этим делать?

- Сейчас у транспортников должна быть одна цель - пересадить владельцев личного транспорта на транспорт общественный. Для этого он должен быть быстрым, удобным и комфортным. И лучший вариант - восстановление уничтоженных рельсовых сетей. Не всех - самых оптимальных. Стокгольм в свое время, как и мы, убирал трамваи, а сейчас судорожно их восстанавливает. Нам, если начать думать, сейчас надо восстановить рельсы, пока в памяти все свежо. Не сделаем - город встанет.

Беседовал Михаил ТЕЛЕХОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх